Особенное «поколение» ёлочных игрушек – послевоенные украшения для новогодней красавицы. У каждой из них есть своя история о детстве, счастье и вере в чудо, которая вновь появлялась в сердцах жителей Советского Союза после долгожданной Победы. Коллекцию украшений, подаренных Музею обороны севастопольцами, сотрудники хранят трепетно и бережно.
За каждой из игрушек – воспоминание о детстве. Такое же хрупкое и ценное, как фигурка. Эти украшения помнят, как под Новый год их с трепетом доставали из заветной коробки, чтобы всей семьёй нарядить пышную ароматную ёлку. А сегодня игрушки хранят в музейной коллекции и относятся к ним, без преувеличения, с любовью и уважением.
ОЛЬГА ЗАВГОРОДНЯЯ, старший научный сотрудник Музея-заповедника героической обороны и освобождения Севастополя: «Если бы коллекции фондовые называли по, например, ощущениям, которые они у нас вызывают, то коллекцию ёлочных игрушек можно было назвать коллекцией детских воспоминаний, красоты и счастья».
Игрушки, о которых сегодня пойдёт речь, созданы были после войны. Они – доказательство того, что даже пережив самые тяжёлые годы, севастопольцы не потеряли веру в чудо. В преддверии 1946-го по всей стране, в домах, школах, детских садах, снова зажглись новогодние ёлки.
ОЛЬГА ЗАВГОРОДНЯЯ, старший научный сотрудник Музея-заповедника героической обороны и освобождения Севастополя: «Как говорится, не до игрушек было, надо было возрождать производство. Но люди продолжали жить обычной жизнью – рождались, умирали, учились, трудились, праздники отмечали. И, конечно, в первую очередь, Новый год. Поэтому игрушки нужно было делать и украшать ими новогоднее дерево».
Пока на производстве было не до игрушек, их делали своими руками. Из самых простых материалов – бумаги, картона, ваты – получались замысловатые фигурки. С помощью металлического каркаса создать украшение для ёлки могли даже малыши – этим перед праздником и занимались в детских садах.
ОЛЬГА ЗАВГОРОДНЯЯ, старший научный сотрудник Музея-заповедника героической обороны и освобождения Севастополя: «Как символ Нового года делали часто новорождённого ребёночка в конверте. А у нас вообще уникальная игрушка в этом плане – сделан как поросёночек новорожденный, он даже с соской, как символ Нового года. Многие игрушки делали сами люди из той же ваты, папье-маше. Вот эта, например, игрушка была сделана севастопольскими детьми в одном из детских садов. Игрушки эти были разные по технике изготовления, в том числе и каркасные».
Первое масштабное производство стеклянных игрушек после войны – наборы по мотивам народных сказок, басен Крылова и, конечно, сказок Пушкина. Персонажи произведений русского классика были, наверное, на каждой советской ёлке.
ОЛЬГА ЗАВГОРОДНЯЯ, старший научный сотрудник Музея-заповедника героической обороны и освобождения Севастополя: «В 1949 году вся страна отмечала 150-летний юбилей со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина. И появились наборы ёлочных игрушек с персонажами сказок «О золотой рыбке», «О золотом петушке», «Руслан и Людмила» и «О царе Салтане». И вот в нашей коллекции есть игрушка как раз из набора «О царе Салтане» – это Остров Буян называется».
В 1950-х годах в домах севастопольцев появляются новые игрушки – монтированные, их ещё называют «стеклярус». И связаны они не с чем иным, как с развитием производства – украшения из стеклянных трубочек и шариков часто собирали на заводах, где изготавливали лабораторную посуду.
ОЛЬГА ЗАВГОРОДНЯЯ, старший научный сотрудник Музея-заповедника героической обороны и освобождения Севастополя: «Потом стали такие бусины и палочки нанизывать на проволоку. И самые распространённые сюжеты для таких монтированных игрушек – это разные средства передвижения – машины, велосипеды, дирижабли, ракеты, самолёты. А также сельская тематика – вот, например, мельница, избушки такие же были, были просто различные геометрические фигуры, выполненные в такой же технике».
По ёлочным украшениям того времени можно в буквальном смысле отслеживать самые важные исторические события – это не просто мишура и «дождик», а целое отражение эпохи. От участия советских спортсменов в Олимпийских играх до достижений в сельском хозяйстве и промышленности – всё становилось мотивом для создания новых наборов.
Могли ли севастопольцы знать, что их детские воспоминания войдут в самые ценные частные и музейные коллекции? К счастью, сегодня эти ёлочные игрушки берегут, а вместе с ними берегут и хрупкое новогоднее чудо.
Валерия Солдатенкова, Дмитрий Фомин, «Севинформбюро»