Здание ЦКБ «Черноморец» – само по себе ансамбль. Так нашим коллегам из интернет-портала ForPost прокомментировала предполагаемое строительство нового корпуса 5-звёздочного отеля у площади Лазарева экс-директор Департамента архитектуры и градостроительства Севастополя, ныне – директор Департамента градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области Марина Ракова.
«Проблема реставрации и приспособления под современные условия жизни объектов культурного наследия, а точнее, поиск способов вдохнуть новую жизнь в памятники, сделав их не укором, а гордостью, – она общая для многих городов. Все города и их руководители в поиске решений – экономических, правовых, градостроительных. В Нижнем, например, мы используем большой набор инструментов стимулирования – и субсидии, и аренда за 1 рубль. За счёт областного бюджета готовим проекты зон охраны, снимая запретительный режим каких-либо строительных работ в защитной зоне памятников… И, конечно же, много спорим, обсуждая проекты и возможные подходы», – говорит Марина Владимировна.
Экс-глава севастопольского Департамента архитектуры считает, что приспособление объекта под новые задачи с возможностью реконструировать, увеличив объёмы, или что-то пристроить – наиболее сложная задача.
«Что же касается здания ЦКБ «Черноморец» в Севастополе, то здесь, на мой взгляд, всё сложнее. Оно, здание, само по себе – ансамбль! Архитектор Леонид Николаевич Павлов неслучайно оставил ему «воздух» вокруг: такому мощному градостроительному акценту, работающему, как минимум, с четырёх важных точек – с площади Лазарева, с ул. Большой Морской, с ул. Воронина и спуска Шестакова, необходим спокойный аккомпанемент», – подчёркивает архитектор.
Кроме того, она добавила, что более поздние решение в строительстве, например, офисного здания на улице Воронина, 10 можно оправдать:
«Оно посажено правильно, с отступом от красной линии ул. Воронина, то есть тактично по отношению к «Черноморцу». Если же смотреть на схему генплана нового корпуса гостиницы, предложенного к строительству, то мне показалось, что здание садится в край тротуара улицы Воронина. Такие решения, безусловно, нужно проверять очень внимательно, с использованием живой цифровой 3D-модели местности. По-честному проверять. Уж простите, что я вновь про нижегородский опыт, но у нас есть свой ресурс 3D-город – с реальным рельефом местности в подложке. И все новые постройки, особенно в историческом центре, мы еще на этапе концепций, что называется, крутим и примериваем со всех сторон и точек восприятия. Сначала – возможный и уместный объём, и только потом архитектура, детали, планировка».
Она подчеркнула, что к ситуации вокруг ЦКБ «Черноморцу» нужно подходить рационально и не забывать об умении вести диалог.
«В одном из интервью я говорила об умении нижегородских архитекторов выстраивать «беседу». Отсюда многослойность и разнообразие среды, которое привлекает исследователей и простых горожан изучать свой город и накапливать воспоминания о нём», – говорит напоследок Марина Владимировна.
Напомним, Марина Ракова занимала пост главы Департамента архитектуры при команде бывшего губернатора Дмитрия Овсянникова. Однако в сентябре 2018 года по собственному желанию она ушла с должности. В то время это была не единственная добровольная отставка. Правительство Севастополя покинул заместитель губернатора Вячеслав Гладков, который теперь руководит Белгородской областью.