Последние пару лет мы то и дело слышим новости о том, как западные страны или наоборот, страны Востока разрабатывают механизмы для обхода американских санкций – иными словами, ищут способ отказаться от доллара при взаимных расчетах. Это, как оказалось, очень злит Белый Дом.
Одно из самых влиятельных в мире изданий, американская газета Wall Street Journal, выпустила материал, посвященный объединению усилий России, Китая и ряда европейский стран в борьбе против гегемонии доллара. «Доллар составляет основу американского могущества, и поэтому соперники США находят обходные пути» - сообщают нам авторы статьи.
Почему же соперники США находят эти пути? Что ж, давайте припомним.
В мае прошлого года Штаты вышли из ядерной сделки по Ирану, тем самым поставив в, мягко скажем, неудобное положение те европейские страны, которые имели в Исламской республике прибыльный бизнес. Потому что санкции, которые накладывает Белый Дом, экстерриториальны, или скажем проще: «раз мы решили не торговать с Ираном, то и вы не будете этого делать».
Одновременно с этим регулярные угрозы в свой адрес получают власти тех стран, которые посмели вложиться в строительство Северного потока-2. Причем речь идет не только о непосредственных инвесторах в лице немецких, австрийских, голландских и других концернов. Речь идет, например, о тех европейских компаниях, которые страхуют суда для укладки труб на дно Балтийского моря или же предоставляют свои корабли. Буквально несколько дней назад Штаты в очередной раз представили пакет санкций против участников строительства Северного потока-2 – на этот раз аж 5 разных видов.

Помимо ядерной сделки по Ирану и санкций против Северного потока-2 есть и другие поводы для недовольства США. Например, тот факт, что вслед за Турцией контракт на поставки С-400 заключила и Индия. Штаты долго терпели, так как индийский рынок является одним из крупнейших для экспорта американского оружия, и переходить к явным угрозам Белому Дому не хотелось. Тем не менее, спустя почти 9 месяцев после заключения контракта, да еще и в рублях (это очень важно подчеркнуть) США пообещали Индии серьезные последствия.
И вот мы ежедневно читаем заголовки, в которых Америка грозит то Турции за С-400, то Индии за то же самое, то Германии за Северный поток, то всей Европе за сотрудничество с Ираном. Грозит тем, что заблокирует переводы, закроет доступ к своим финансовым системам и т.д. И все это действительно легко осуществить, ведь платежи между странами проводятся через так называемые корреспондентские банки, у которых есть счета в Федеральной Резервной Системе США. А раз операция формально проходит через территорию Штатов, то они заявляют, что имеют право делать с этой операцией что угодно. Удобно, не правда ли?
И после этого Wall Street Journal в своей статье удивляется, что уже целый ряд стран разрабатывает и даже регистрирует собственные платежные системы, а также переходит на расчеты в национальной валюте, как это сделали Россия и Индия в сделке по С-400.
Кстати, об Индии. Цитирую WSJ: «Индийская система уже используется. Она предназначена для обеспечения торговли только теми товарами и между теми компаниями, против которых не действуют санкции. Но «Уолл-Стрит Джорнал» проанализировала таможенные документы Индии и пришла к выводу, что этот механизм позволяет компаниям торговать с иранскими предприятиями и организациями, внесенными в американский санкционный список».
Дальше приводятся примеры подобных торговых операций между Нью-Дели и Тегераном и авторы переходят к платежной системе INSTEX, которую Иран разработал совместно с Германией, Францией и Британией, чтобы обойти санкции США. Система уже зарегистрирована, однако Иран регулярно жалуется на то, что механизм никак не начнет действовать из-за трусости Европы. Так или иначе, европейцы собираются на первое время использовать INSTEX, чтобы торговать продовольствием, медикаментами и другими не подпадающими под санкции товарами, расплачиваясь в евро. Но хотя Штаты и заявили поначалу, что это не беспокоит, затем в СМИ появилось письмо от главы Минфина США в адрес президента INSTEX.
«Я настоятельно советую вам хорошо подумать над тем, как потенциальные санкции могут сказаться на INSTEX. Участие в деятельности, которая идет вразрез с санкциями США, может привести к тяжелым последствиям, в том числе к потере доступа к финансовой системе США».
Та-да-да-дам. Впрочем, вы как-то по-другому себе демократию представляли? Едем дальше. WSJ пишет также о том, как господство доллара обходят Россия и Китай.
«В 2013 году менее семи процентов торговых операций между Россией и Китаем осуществлялось в юанях и рублях. Но уже в 2017 году эта цифра составила более 18 процентов. Если Китай торгует на юани с находящимися под санкциями компаниями, США будет трудно это заметить и остановить».
Упоминается также китайская трансграничная межбанковская платежная система (CIPS), которая все шире распространяет по миру торговлю в юанях. Что касается России, то еще в прошлом году был разработан план по дедолларизации экономики – по словам Антона Силуанова, в документ входят, например, послабления для тех экспортёров, которые при расчёте используют рубль. Сюда же отнесем массовую скупку нашим Центробанком золота с целью обойти американские санкции, о чем мы уже рассказывали.

В общем, способов много, но пока частичный отказ от доллара продвигается слишком медленными темпами, в основном по вине Европы, а не восточных стран. Как отмечает WSJ, в 2016 году доллар участвовал в 88 процентах ежедневных торговых операций на валютном рынке – более новых статистических данных нет, но могу предположить, что процент изменился несильно. Стоит также учитывать, что благое дело, то есть избавление от гегемонии доллара – это автоматическое землетрясение на мировом финансовом рынке.
Но тем не менее, США другого выбора просто не оставляют. В ближайшие десятилетия, судя по всему, доллар так и останется господствующей валютой. Но сдается мне, относительно скоро в учебниках по истории все же появится глава, в которой наше с вами время будет обозначено как начало избавления от этого самого господства. Хотя бы потому что тренд по расчетам в национальных валютах и созданию собственных систем не идет на спад, а напротив, набирает все большую популярность.