Американское информационное агентство Блумберг со ссылкой на свои анонимные источники в России сообщило о том, что сын Муаммара Каддафи Саиф аль-Ислам попросил Москву поддержать его на ближайших президентских выборах в Ливии, которые должны пройти весной 2019 года. Многие уже успели воспринять эту новость чуть ли как не предвестие восстановления в северо-африканской республике Джамахирии и процветающей Ливии, но я предлагаю не быть столь оптимистичными и посмотреть на реальные мотивы того, что происходит в некогда богатейшем по меркам Африки государстве.
Национальные выборы в Ливии должны будут пройти под внешним
мандатом Организации Объединенных Наций – цель выборов очень простая:
объединить страну под властью единого прозападного демократического
правительства. Формальным фаворитом в еще неначавшихся выборах считается
действующий премьер-министр Правительства национального единства Фаиз Сарадж,
которого напрямую поддерживают структуры ООН. Но вот незадача – Правительство
национального единства существует, а после бомбардировок НАТО самого
национального единства в африканской республике нет.
Территория страны уже на протяжении почти 8 лет остается разделенной между несколькими крупными военными группами. Да и внутри Правительства национального единства нет согласия, на данный момент большую часть страны контролируют вооруженные силы Ливии, которыми командует полковник Халиф Хафтар – фигура совершенно самостоятельная: его Ливийская национальная армия фактически не подчиняются правительству национального единства, которое в военном плане опирается не на армию Хафтара, а на группировки бывших революционеров и боевиков, что свергали Муаммара Каддафи, общее название для этих организаций – Щит Ливии.

Юго-запад государства при этом вообще находится под контролем племен пустынников – Туарегов, еще часть юга контролируют племена Аль-Завия и Табу. И это не говоря о том, что многие отдельные поселения и города только на бумаге управляются армией или правительством ООН, а в реальности, в большинстве случаев там заправляют бывшие боевики и криминальные авторитеты.

А саму некогда мирную страну продолжают накрывать волны терактов, например, 25 декабря этого года крупный теракт произошел у здания Министерства иностранных дел в Триполи, число жертв достигает как минимум 21 человек.
А теперь оценим ситуацию в стране глазами некогда простого ливийца: что он получил за эти 7 лет? Режим Каддафи сменился на бесконечную войну, теракты, на бедность, нехватку воды, продуктов питания, на присутствие иностранных наемников, на постоянное внешнее вмешательство. Обещанная демократизация и свобода, конечно, пришли, но вместе с разгулом криминала и обнищанием населения. И на фоне всего этого у людей возвращается желание всё вернуть назад, когда небо было голубым, а над страной развивался зеленый флаг. Понятное дело, что в таких условиях для населения абсолютно любые политические выборы будут выглядеть нелегитимно, то есть, во-первых, незаконно, а во-вторых, люди просто не признают права вот этих всех дорвавшихся до денег и оружия политиков принимать решения за простых жителей Ливии.
Власть после таких выборов будет непризнанной самим населением. То есть, в глазах людей будет абсолютным пшиком, а нелегитимность – это оправдание для человека, чтобы взять оружие в руки и идти бороться с условным злом. Без легитимности также не удастся объединить страну, как того желают западные страны. Всё-таки из марионеточной, но стабильной Ливии будет проще качать нефть.
И вот тут свою политехнологическую роль должен выполнить сын Каддафи Саиф аль-Ислам. Все-таки не просто так приговоренного к смертной казни наследника выпустили по амнистии в 2017 году. Участие в выборах человека от режима Каддафи, и не просто какого-нибудь чиновника средней руки, а фактически кронпринца является сигналом для тех, кто сохранил верность Каддафи или просто грустит по прошлому, что текущие выборы являются легитимными и в них стоит принять участие, раз уж их признает отпрыск автора Зеленой книги.

Иными словами, участие в выборах Саифа – это просто такой способ создать правильный образ объединительного события, где президент будет выбран не революционерами и боевиками, а всеми жителями республики при участии всех политических сил. То есть, какой бы режим не был сформирован после выборов весной 2019 года, он сможет легко заявить о своей правопреемственности к старой Ливии. А представьте, как бы все выглядело, если бы Саиф аль-Ислам призывал вести борьбу и биться с оккупантами?
Нечто подобное случилось и с нашей страной. После распада Советского Союза у нас образовалась Коммунистическая Партия Российской Федерации во главе с Зюгановым - фактически эта структура выполняла для нового режима одну простую роль – легитимизации в глазах жителей России, в глазах коммунистов распада страны и прихода к власти Ельцина и компании, легитимизации приватизации и разграбления страны. Раз те, кто называет себя коммунистами, принимают участие в новых выборах, раз они получают министерские губернаторские и думские кресла, значит, новый режим является правопреемником распавшегося Союза, бороться уже не стоит и нужно его принять. Вот такая простая логика. Именно поэтому сын Каддафи обратился к Москве - ливийские выборы также пытаются легализовать и в глазах влиятельного в регионе Кремля, чтобы Москву устроил любой результат на них. Но на мой взгляд, всё-таки в условиях гражданской войны, если это, конечно, нужно нашей стране, необходимо делать ставку на тех, у кого больше всего штыков.