На днях посол России в Минске Михаил Бабич дал агентству РИА Новости большое интервью, в котором подробно ответил на вопросы о российско-белорусских отношениях. Интервью получилось подробным и весьма содержательным, но интереснее всего не оно само, а то, как на него отреагировали в Белоруссии.
Я захожу на официальный сайт белорусского МИДа и открываю ответ начальника управления информации МИД Беларуси Анатолия Глаза. РИА Новости спросили его, согласен ли дипломат с оценками российско-белорусских отношений от Бабича. Вот ответ, который я приведу почти полностью:

Это – откровенная грубость и хамство, и иначе как оскорблением эти слова не назовешь. А как правильно говорят, оскорбление посла – это оскорбление страны.
Вы спросите, что именно так разозлило белорусского дипломата. Мне, честно говоря, сложно сказать, что вызвало настолько резкую реакцию, потому что в интервью Бабича нет ничего даже близко похожего на неуважение. Однако Бабич совершенно справедливо отмечает, что белорусские партнеры хотят компенсаций за налоговый маневр, а иными словами, хотят покупать газ по внутрироссийским ценам, хотят увеличения субсидий из российского бюджета для своих промышленных предприятий наравне с российскими, хотят закрепления на российском рынке доли белорусской сельхозпродукции, а также возможности выделения еще более дешевых кредитов и так далее. То есть хотят всех преференций союзного государства, но не готовы выполнять союзный договор в других частях, начиная вопить, что Белоруссия – это суверенное государство, и в ничей состав оно не войдет.

А между тем, без реализации положений Союзного договора о единой денежно-кредитной, налоговой, промышленной, аграрной, инфраструктурной и прочей политики перейти на подобный уровень интеграции попросту невозможно. В конце концов, по союзному договору, даже органы власти у России и Белоруссии должны быть едиными, то есть в итоге и получается то самое единое государство.
Ну и как, учитывая все это, можно требовать для себя выгодных внутрироссийских условий и одновременно с этим делать громкие заявления, что мы вам не какие-нибудь нахлебники и вообще, оставь, Россия, свои имперские замашки!
Бабич уже отреагировал на этот выпад, и надо сказать, достойно, заявив, что российская сторона относится к подобным заявлениям спокойно.
Но стоит ли к этому действительно спокойно относиться, если такой комментарий дает официальный сотрудник МИДа, занимающий высокую должность? В нашей группе Вконтакте мы провели опрос, как реагировать: самым жестким образом, дождаться реакции Лукашенко, никак не реагировать. Самый популярный вариант – дождаться реакции белорусского президента.

Я тоже выбрала этот вариант, а потом подумала – ведь такая вот риторика у дипломатов не возникает на пустом месте.
Достаточно вспомнить так называемый Большой разговор с президентом Белоруссии Александром Лукашенко, состоявшийся в начале марта. На фоне заверений в дружбе с Россией, которые действительно звучали, белорусский лидер выражал и кардинально другие мысли.
На момент написания этого текста Лукашенко еще не
прокомментировал инцидент. Могу сказать только одно: как бы он ни отреагировал,
сказанного дипломатом уже не вернешь обратно. И особенно печально, что подобное
беспрецедентное заявление от наших ближайших союзников было сделано прямо перед
пятилетием возвращения Крыма в Россию. Хотя возвращения же эти самые союзники
так и не признали.