Видный олигарх отечественного розлива Олег Дерипаска дал большое интервью международной деловой газете Financial Times. Вопросов, на которые отвечал бизнесмен, было множество, но ключевые российские СМИ почему-то сделали акцент на премии, которую организовал миллиардер для западных журналистов. Суть проста - Дерипаска создает призовой фонд в 600 тысяч долларов, а западные акулы пера начинают с претензией на эти деньги искать истинные причины введения санкций против бизнесмена. Этакий олигархический софт пауэр.
Напомню, что в апреле 2018 года бизнесмен был включен в
список так называемого кремлевского доклада, подготовленного Минфином США. Это своеобразный
список чиновников и бизнесменов, наиболее близких к руководству страны. После
этого против компаний олигарха были введены санкции, которые запрещали
американским компаниям и гражданам вести какую-либо деятельность с
предприятиями, принадлежавшим Олегу Владимировичу. Это вызвало обвал рыночной
стоимости таких компаний как Русал и EN+.
Чтобы вывести организации, ориентированные на экспорт своей продукции за рубеж, Дерипаске пришлось снизить свою долю в акциях владения компаниями с 70 до 40 процентов, а также выйти из всех управляющих органов предприятий. Конечно, всё это происходило под чутким контролем Минфина США, и в итоге с компаний Дерипаски в конце января 2019 года сняли санкции, сохранив некоторые ограничения. Но компании после этого стали уже не совсем Дерипасовскими.

Вся эта история с Русалом привела к интересным последствиям. В тот же период, пока руководство компании EN+ добивалось снятия санкций, было также принято решение о перерегистрации компании торгующим российским алюминием. Русал, имеющий основные производственные мощности именно в России, был зарегистрирован на территории офшорного острова Джерси, и в итоге было принято решение переехать на другой остров, но уже с более знакомым для отечественного уха названием Октябрьский, что расположен в Калининградской области. То есть всё внешнее давление из-за рубежа привело к тому, что олигархам в поисках защиты пришлось возвращаться в Россию. Вот такая вот национализация олигархов под внешним давлением из США. Так или иначе, санкции Вашингтона преследовали одну цель - ударить по экономике страны и окружению Владимира Путина, чтобы то начало давить на президента, но оказалось, что олигархам пришлось подстраиваться под ситуацию противоположным путем.
Но возвращаясь к интервью Financial Times. С 2018 года санкции маячат и над другой компанией олигарха - легендарным автомобилестроительным предприятием ГАЗ. Однако Минфин США постоянно переносил сроки, чтобы в убытке не оказались крупные западные конгломераты, сотрудничавшие с российским производителем. Очередной перенос был сделан на лето этого года. Скорее всего санкции будут наложены именно летом, если Дерипаска до этого момента не откажется от контроля компании и не продаст свой пакет акций.
В интервью изданию Дерипаска заявляет, что готов снизить долю в акциях автопроизводителя и отойти от управления им. Но бизнесмен настойчиво предупреждает американцев, что в такой ситуации предприятие скорее всего будет национализировано, что в итоге только усилит влияние государства в стране.
«Это приведет к банкротству и национализации ГАЗа. Кремль смотрит как хищник сверху на то, как далеко уедет эта машина. Это огромная возможность для бюрократов получить еще больше игрушек для игры в России, где уже 70% экономики в руках государства».
Неплохо так, да? Белый дом вынуждает российских олигархов возвращать частные компании, приватизированные по не самым законным схемам в 90-ые, обратно государству по демпинговым ценам. Кстати, мало кто написал, что когда Дерипаска сократил своё участие в Русале, львиную долю своих акций он продал банку ВТБ, который находится под полным контролем государства. ВТБ нарастил свою долю в предприятии с 7 процентов до 22, и повторюсь, что всё это делалось с большой рыночной скидкой.
Ситуация с Газом может быть еще интереснее: поскольку предприятие больше ориентировано на внутренний рынок, чем Русал и EN+, и является работодателем по меньшей мере для 40 тысяч человек, то государство должно быть больше заинтересовано в устойчивой работе организации, поэтому может в первую очередь выкупить большую долю акций у Дерипаски, у которого в данной ситуации есть ровно два варианта: первый – отказаться от требований Минфина США и обречь компанию на потенциальное банкротство с потерей вообще всех доходов с предприятия; и второй -продать акции иным структурам, но в условиях риска делать это с большой скидкой. Да, конечно теряешь море сверхдоходов, но хоть что-то сохраняешь в кармане. А основным покупателем компании в такой ситуации выступит именно государство.
Судя по предыдущим действиям бизнесмена, часть группы компаний ГАЗ таки окажется в руках государства. Так что спасибо товарищу Дональду Трампу, вашингтонскому обкому и уважаемым народным конгрессменам, что отменяют итоги приватизации 90ых годов, возвращая потерянные предприятия в руки государства.