В Гурзуфе открылся музей импрессиониста Константина Коровина на месте его бывшей дачи. Известный русский художник сам спроектировал и построил виллу «Саламбо», которую последний раз посетил в 1917 году перед эмиграцией. С тех пор она служила домом творчества для многих советских и постсоветских художников. Сегодня дом-музей хранит память о творчестве Константина Коровина и его преемников в оригинальных экспонатах и аудиогиде.
Уютные комнаты, старое фортепиано, картины и стенды – в дом Константина Коровина вернулся музей. Вилла «Саламбо» благодаря стараниям семьи Жигуновых после нескольких лет забвения вновь наполнилась жизнью – теперь небольшой домик у моря в Гурзуфе стал свидетельством одного из эпизодов русской живописи.
МАРИНА ЗАБРОДСКАЯ, председатель ялтинского отделения ВООПИК: «Это место очень знаковое. Здесь, помимо Коровина, помимо его друзей, было огромное количество величайших художников советской эпохи и даже постсоветской эпохи. Здесь бывали и знаменитейшие русские художники, которые уехали в эмиграцию – например, Бурлюк здесь отдыхал. Здесь был американский художник Рокуэлл Кент. В этом доме хранились подлинные вещи – было подлинное пианино Bluthner Константина Алексеевича Коровина, были два кресла, диван».
Константин Коровин родился в Москве. Часто ездил в Париж, где познакомился с импрессионизмом. Характерные для этого стиля яркие краски сохранили на полотнах и крымские пейзажи, где в 1910 году художник построил дачу по собственному проекту. Вплоть до эмиграции в 1917 году импрессионист плодотворно работал здесь, оставив за собой богатое художественное наследие.
ВИКТОРИЯ ЖИГУНОВА, директор Музея Константина Коровина: «Из того, чем мы гордимся – это два оригинала эскизов театральных работ. Это эскизы театральных костюмов Константина Алексеевича, костюм жены Хана из оперы «Конёк-горбунок» и эскиз костюма, который нам любезно предоставил коллекционер Святослав Милорадов, узнав, что мы делаем музей. Эскиз, который называется «Шут». И три года он будет висеть у нас совершенно бесплатно».
Четыре небольшие комнаты будто переносят нас на столетие назад – в Серебряный век. В одном из помещений можно услышать пение Фёдора Шаляпина – известный оперный певец был частым гостем на вилле «Саламбо». Ему посвящена часть экспонатов.
ВИКТОРИЯ ЖИГУНОВА, директор Музея Константина Коровина: «На самом деле, их много. Это и костюм Саламбо, который создала художник-искусствовед, художник по костюмам, который работает в кино – Мария Юреско, по эскизу Константина Алексеевича. Это и бюст уникального скульптора Льва Разумовского, бюст Шаляпина»
Как рассказывают историки, в доме Константина Коровина всегда чувствуется та самая творческая атмосфера, которая была ещё при жизни художника. Неуловимый дух творца присутствует даже в старых кисточках и граммофоне.
МАРИНА ЗАБРОДСКАЯ, председатель ялтинского отделения ВООПИК: «Он сам был по себе человек яркий, необыкновенный, цветастый, многогранный – ведь он был не только художником, живописцем, он был декоратором, т.е. он был художником сцены. Он разбирался и в либретто, он разбирался и в оперных обстановках, он разбирался и в драматургии, потому что он и Станиславскому помогал ставить спектакли как оформитель. Поэтому конечно, он был великолепным литератором и оставил нам прекрасные воспоминания».
В 1917 году Константин Коровин навсегда покинул виллу «Саламбо». После здесь долгое время находился дом творчества, подаривший вдохновение многим советским и постсоветским художникам из разных уголков стран СНГ. Об этом рассказывает Марина Забродская – она работала в доме творчества с 1947 года, а в 2014 открыла здесь мемориальную комнату памяти Константина Коровина.
МАРИНА ЗАБРОДСКАЯ, председатель ялтинского отделения ВООПИК: «Например, в нашем доме-творчества художники творили по два месяца. Два месяца непрестанного труда, представляете, в творческой атмосфере, в великолепном антураже и дома, и окружающей среды здесь – какие замечательные виды, пейзажи здесь. Здесь были созданы все условия – от пребывания, здесь в комнатах стояли кровати, здесь художники жили, до питания бесплатного».
Музей только открылся, и потому работы здесь предстоит немало. По словам директора Виктории Жигуновой, совсем скоро вилла «Саламбо» станет частью большого культурного комплекса, и здесь вновь воцарится искусство.
ВИКТОРИЯ ЖИГУНОВА, директор Музея Константина Коровина: «Мы планируем создать ещё выставочный зал, мы планируем создать кинотеатр летний, ещё один музей, который будет посвящён кино, потому что мы имеем отношение к кино. И потому что на самом деле Крым – это Мекка для киношников. Мы хотим создать музей, в котором расскажем о снятии культовых фильмов – такие, как «3+2», «Человек-амфибия», и даже фильм, к которому имеет отношение мой муж, который называется «Сердца трёх».
Гостями виллы «Саламбо», названной в честь удачно оконченной работы над декорациями к балету Андрея Арендса «Саламбо» по одноимённому роману Гюстава Флобера, были Иван Репин, Максим Горький, Александр Куприн и многие другие. В мае из окон дома видны розы на фоне Чёрного моря, их часто писал Константин Коровин. Ещё одна – оплетает арку при входе, где сегодня стоят памятники хозяину дачи и его другу – Фёдору Шаляпину.
МАРИНА ЗАБРОДСКАЯ, председатель ялтинского отделения ВООПИК: «И почему Гурзуф? Почему мы говорим Гурзуф? Всё очень просто. Свои картины, которые он здесь писал – пейзажи, натюрморты, он часто называл просто «Гурзуф» и ставил дату – 1910, 1914, 1912 год. Весь мир знает слово «Гурзуф» благодаря Константину Алексеевичу Коровину. И мы благодарны ему за эту прекрасную память, за то, что наш небольшой генуэзский посёлок, который известен с 6 года по Рождеству Христову, воистину сияет ярким самоцветом в истории культуры всего мира»
Мария Легина, Анатолий Паньков, Александр Космоненко, «Севинформбюро», Гурзуф, Ялта