Надежда есть: кто или что спасёт исторический облик старого Севастополя?
Array
(
    [0] => Array
        (
            [TITLE] => Главная
            [LINK] => /
        )

    [1] => Array
        (
            [TITLE] => Программы
            [LINK] => /programms/
        )

    [2] => Array
        (
            [TITLE] => Мнение
            [LINK] => /programms/mnenie/
        )

    [3] => Array
        (
            [TITLE] => Надежда есть: кто или что спасёт исторический облик старого Севастополя?
            [LINK] => /programms/mnenie/nadezhda-est-kto-ili-chto-spasyet-istoricheskiy-ob-21588/
        )

)

Надежда есть: кто или что спасёт исторический облик старого Севастополя?

17.09.2019, 18:42

Старый город, тёплый камень, белый цвет и солнечные оттенки. Гуляя в центре Севастополя, мы видим привычные и дорогие сердцу виды. С недавних пор эти образы замещаются серым отделочным камнем, кафельной плиткой и бетоном. Хотим ли мы, чтобы исторический облик Севастополя изменился?

Ни для кого не прошло незамеченным, что в этом году на улицах города-героя активизировались работы по ремонту и реставрации лестниц, подпорных стен, фасадов зданий. Но благое, на первый взгляд, начинание грозит уничтожением аутентичного облика Севастополя.

Тема «ребрендинга» севастопольских лестниц с применением сантехнической плитки за лето 2019 года раскрылась полностью. Мысль о том, что лучшим образчиком севастопольского архитектурного стиля отныне станут спуски, подозрительно похожие на больничные кафельные пролёты, сначала пришла в голову проектировщику – специалистам уже широко и скандально известной в Севастополе фирмы «Инжсервис». Затем она была кем-то утверждена в кабинетах местной исполнительной власти.

В итоге два «шедевра» уличной архитектуры украшают спуски по улице Партизанской и в конце улицы Генерала Петрова – от Ломоносова до Частника.

Однако искреннюю тревогу и эпитеты вроде «это катастрофа» стали вызывать другие прецеденты строительно-монтажного бума в городе.

Когда каменные лестницы – детища послевоенной архитектуры, части целых архитектурных ансамблей – стали ремонтировать с применением сомнительных методов.

ВАЛЕРИЙ ДОРОШКО, художник, член Севастопольского штаба Общероссийского народного фронта: «Лестницы являются объектами градообразующими. И это наше преимущество – то, что Севастополь имеет такой сложный рельеф, но это архитектурные наши достоинства. Как правило, лестницы формируют облик города, поэтому мы так трепетно и относимся к ним».

В «заложниках» оказалась и лестница, которая ведёт от площади Ушакова к железнодорожному вокзалу. Этот спуск проектировали в 50-х годах прошлого века лучшие советские архитекторы. Они задумывали его единым архитектурным ансамблем с застройкой площади Коммуны (ныне Ушакова), возведением библиотеки имени Толстого и Матросского клуба.

МАРИНА СОЛОВЬЁВА, главный архивист отдела информации и использования документов ГКУ «Архив города Севастополя»: «Одним из украшений площади Коммуны был спуск. От площади вниз, к Красному спуску, к железнодорожному вокзалу. И здесь мы видим, как проектировали этот спуск. На площади, перед библиотекой Толстого запланировали красивый фонтан. Спуск – начало его – хотели красивой колоннадой украсить, повторяющей въезд с улицы Гоголя. Удобные маршевые пролёты. Старую лестницу разобрали, так как она была высокой и неудобной для подъёма. А здесь рассчитали подъем, высоту, уровень, количество лестниц, по которым надо подняться, длину прохода между маршевыми лестницами – так, чтобы легко и удобно было подниматься по этой лестнице… И красиво!»

Ступени этого спуска выложены из блоков красного гранита. Даже представить сложно, что можно такой камень, не задумываясь, покрыть сверху обычной плиткой для ванных комнат. Однако такие работы были начаты и, к счастью, остановлены – после того, как журналисты «Независимого телевидения Севастополя» подняли тему облицовки другой лестницы: на Северной стороне, ведущей от площади Захарова к памятнику Славы воинам 2-й Гвардейской армии. Недопустимость такого ремонта – скорее даже вандализма – сразу отметили местные жители.

«Лестница сделана из диорита – это крымский материал, это просто гордость даже Северной стороны. Это какое-то безнравство, отмывание денег. Да что это такое! Это что, баня, что ли, какая-то? Это уродство!»

Не меньший ужас севастопольцев вызвал капитальный ремонт подпорных стен, прокатившийся по историческому центру города.

Так, бетонный новодел на ул. Суворова, 35, буквально убил дух старинного севастопольского дворика. Коллаж, который разместили в одном из городских сообществ, показывает ошеломляющий контраст. Согласно порталу «Госзакупки», эта «модернизация» обошлось городу примерно в 13,5 миллионов рублей. До сих пор какой-либо проблемы во всём этом севастопольские власти не замечали.

В ответ на запрос редакции НТС в мае этого года начальник Управления охраны объектов культурного наследия Правительства Севастополя Михаил Рязанцев написал: «Подпорные стены в старом центре Севастополя» не являются объектом культурного наследия, не являются предметом охраны исторического поселения».

На просьбу депутата Законодательного собрания Вячеслава Горелова защитить архитектуру старого Севастополя чиновники тоже присылали только отписки.

ВЯЧЕСЛАВ ГОРЕЛОВ, председатель постоянного комитета по градостроительству и земельным отношениям Законодательного собрания Севастополя: «Такая чиновничья отписка, в которой нам рассказывалось о том, какие действия должен предпринять заявитель для того, чтобы подпорные стенки стали объектом культурного наследия. Также в этом письме содержалось указание на то, что такое понятие как «ценный рукотворный комплекс» или «ценный рукотворный объект» в приказе № 2 Министерства культуры не определено. Департамент архитектуры поступил ещё интереснее: он переправил письмо в Департамент городского хозяйства и куда-то еще. По сути дела, Департамент архитектуры, который тоже, как и Севнаследие, должен заниматься сохранением исторического архитектурного облика города, вообще никак не отреагировал».

Интересно, что важность сохранения облика Севастополя, при полном отрицании существования такой проблемы местным чиновничьим аппаратом, всегда понимали учёные и архитекторы.

ЕЛЕНА ОВСЯННИКОВА, кандидат архитектуры, профессор кафедры истории советской и современной зарубежной архитектуры Московского архитектурного института: «В других городах нет такого количества подлинного камня, белого камня, который вообще для нашей страны очень большая редкость. Здесь белокаменная облицовка. Это бренд, вообще говоря, города».

Именно белокаменность Севастополя – отличительная черта города-героя. Его исторически сложившийся облик – это уютные дворики и лестницы с подпорными стенами, выполненные из местного природного материала, в едином стиле, в близкой цветовой гамме. Это создаёт целостность города, его уникальность, особую атмосферу.

ЕЛЕНА ОВСЯННИКОВА, кандидат архитектуры, профессор кафедры истории советской и современной зарубежной архитектуры Московского архитектурного института: «Очень жалко это потерять. Естественно, еще хуже, когда камень штукатурят – так сделано в другой части Большой Морской, в конце, где последние номера [домов]. Там оштукатурено кусками, большие поверхности фасадов. Это похоже уже на имитацию. И вот эта подлинность белого камня – это то, что, безусловно, требуется сохранить».

И вдруг впервые чиновник высокого ранга, новый градоначальник Севастополя, временно исполняющий обязанности губернатора Михаил Развожаев произнёс слова, которые защитникам исторического облика Севастополя показались чудом.

МИХАИЛ РАЗВОЖАЕВ, временно исполняющий обязанности губернатора Севастополя: «Улица Ленина. Центр города, правильно? Старые улочки Севастополя. Ну, а во что мы превращаем их такими вот проектами? Я понимаю, что где новые районы, где требуется, там можно делать по-другому – более, так сказать, промышленно, технологично. Но здесь-то так нельзя делать. Просто теряем облик города такими вот решениями. То есть, технологично – не значит хорошо. То есть, должна и визуальная концепция города не теряться при этом».

Главное – Михаил Развожаев признал наличие проблемы. Это первый шаг на пути её решения. Временно исполняющий обязанности губернатора распорядился: впредь все проекты по ремонту любых архитектурных сооружений и элементов в центре города должны проходить одобрение архитектурного совета. Эти проекты должны будут учитывать возможность максимального сохранения исторического вида объектов.

Получается, у нашего, настоящего Севастополя ещё есть шанс остаться солнечным городом у моря – со своей, особенной историей уютных переулков и дворов?

Елена Осадчая

2019-09-17T18:42:00
Надежда есть: кто или что спасёт исторический облик старого Севастополя?
Надежда есть: кто или что спасёт исторический облик старого Севастополя?
Комментарии
Для того чтобы оставить комментарий, вам необходимо войти через одну из социальных сетей:
Или войдите, используя e-mail:
Другие материалы об этом
В историческом здании на улице Гоголя, 27, в ходе ремонтных работ повреждён подоконник
19.03.2024, 11:30
Известный севастопольский реставратор Анатолий Туманов зафиксировал факт исчезновения подоконной плиты и нарушение кладки на цокольном этаже дома №27 на улице Гоголя
Живой памятник: надпись «Севастополь» из трёх тысяч туй высадили к 10-летию Русской весны
19.03.2024, 10:40
В годовщину Русской весны, 18 марта, сотни севастопольцев присоединились к традиционной акции «Сад Памяти»
Сборник севастопольских авторов к 10-летию Русской весны представили в библиотеке имени Л. Н. Толстого
19.03.2024, 09:50
На страницах издания – произведения самых разных жанров, каждое по-своему передаёт дух и настроение событий Русской весны
В Парке Победы прошёл концерт, посвящённый Дню возвращения Севастополя и Крыма в Россию
19.03.2024, 08:59
Городские коллективы выступили для жителей города с патриотическими номерами
Участники севастопольской самообороны получили награды к 10-летию Русской весны
18.03.2024, 18:25
Тем, кто защищал Севастополь на блокпостах весной 2014 года, вручили медали в 10-ю годовщину Русской весны
Валентина Матвиенко открыла торжественное мероприятие «Десять лет в родной гавани»
18.03.2024, 17:45
В Севастополе был организован телемост с Москвой, с Советом Федерации