В годы Великой Отечественной на борьбу с немецко-фашистскими захватчиками встала вся страна – от мала до велика. На фронт уходили писатели, поэты, публицисты, кинооператоры и журналисты. Во многом, благодаря их труду, мы знаем и продолжаем хранить правду о событиях тех страшных лет.
Герой Социалистического Труда и лауреат шести Сталинских премий Константин Симонов начинал свой путь батальонным комиссаром. После Великой Отечественной войны ему присвоили звание полковника. Военный журналист много где побывал: ходил на подводной лодке, высаживался с десантом в Арктике, но важная часть его творчества связана именно с тяжелыми сражениями за Крым и Севастополь.
ПОЛИНА ТОЛКАЧЕВА, библиотекарь отдела комплектования ЦГБ им. Л.Н. Толстого: «Военная тематика пришла в творчество Константина Симонова в 1939 году, когда его, выпускника Литературного института, направили на Халхин-Гол, где он работал корреспондентом газеты «Героическая красноармейская». Вернувшись из Монголии, Симонов поступил на годичные курсы военных корреспондентов при Военно-политической академии имени В. И. Ленина, которые закончил в июне 1941-го с присвоением звания интенданта второго ранга».
В 1939 году, писатель впервые побывал в Крыму. Свои впечатления он отразил в стихотворении «Английское военное кладбище в Севастополе», посвящённое Первой Героической обороне города 1854–1855 г.
ПОЛИНА ТОЛКАЧЕВА, библиотекарь отдела комплектования ЦГБ им. Л.Н. Толстого:
«Шумят тяжелые кусты сирени,
Раскачивая неба синеву,
И сторож, опустившись на колени,
На английский манер стрижет траву…
Сержант покойный спит здесь, ради бога
С почтением склонись пред этот крест
Как много миль до Англии, как много
Морских узлов от жён и от невест».
Будучи в Севастополе, Константин Симонов напишет ещё одно стихотворение – «Поручик». В нём он воспел подвиги защитников Малахова кургана в дни Крымской войны:
Уж сотый день врезаются гранаты
В Малахов окровавленный курган,
И рыжие британские солдаты
Идут на штурм под хриплый барабан…
С самого первого дня Великой Отечественной Симонов – военкор газет «Боевое знамя», «Красноармейская правда», «Известия», «Красная звезда», «Правда».
В августе 1941-го Константин Симонов снова приезжает в Крым, но уже как военный корреспондент «Красной звезды». Эту, свою первую командировку на фронт, он подробно описал в мемуарах «Разные дни войны».
ПОЛИНА ТОЛКАЧЕВА, библиотекарь отдела комплектования ЦГБ им. Л.Н. Толстого: «Из Москвы в Севастополь Константин Симонов и его коллега, фотокорреспондент Яков Халип добирались на машине, на редакционной «эмке» через Джанкой и Симферополь до главной базы Черноморского флота. Из Севастополя журналисты с заданием отправились на тральщике «Делегат» в Одессу. Обратно в Крым вернулись через несколько дней уже на эсминце. Симонов передал самолетом подготовленные материалы в Москву и получил новое редакционное задание: побывать на одной из отличившихся подводных лодок и сделать об этом материал с фотографиями».
Чтобы выполнить столь сложную и ответственную работу, военкору нужно было отправиться в боевой рейд на подводной лодке Л-4.
«Боясь, что с чужих слов у меня ничего путного не получится, я решил, что надо попробовать сходить на подводной лодке самому. Вечером, приехав в Севастополь, мы с Халипом пошли к начальнику штаба флота контр-адмиралу Елисееву. Выслушав меня, он ответил, что один не может это решить, должен доложить командующему флотом вице-адмиралу Октябрьскому. Вышел на пять минут и, вернувшись, сказал, что вице-адмирал разрешает. И что я должен завтра с утра еще раз явиться сюда один для дальнейшего уточнения. При этом заранее помня, что подводное плавание будет длиться суток двадцать пять. Халип яростно пихнул меня под столом ногой, но отступать было уже некуда, хотя я, честно говоря, когда затевал это, почему-то думал, что плавание будет длиться суток двое, от силы трое. Но взялся за гуж – не говори, что не дюж. И я с некоторой запинкой сказал: «Ну что же, двадцать пять так двадцать пять».
Однако редакция не могла целых двадцать пять суток находиться без материала с фронта. И эту проблему нужно было как-то решить. Константин Симонов отправился к адмиралу, сообщив, что на обозначенном в редакционном задании участке фронта нет ни одного корреспондента и попросил найти для него более краткий по времени поход.
«Более короткого? – переспросил Елисеев. – Есть более короткий. Но… Была длинная пауза, из которой я понял, что более короткий поход есть, но адмирал по каким-то своим соображениям не особенно склонен отправлять меня именно в этот поход. Он попросил меня подождать, куда-то вышел и, вернувшись, сказал, что есть поход на шесть-семь дней, но он бы все-таки советовал мне, если у меня есть возможность, пойти в двадцатипятидневное плавание.
Я ответил, что рад бы, но газета…
– Хорошо, – сказал он. – Пойдете на семь дней».
ПОЛИНА ТОЛКАЧЕВА, библиотекарь отдела комплектования ЦГБ им. Л.Н. Толстого: «В эти семь дней подлодке предстояло выполнить действительно сложное и опасное задание – минирование одной из румынских военных гаваней. Нужно было войти в самую бухту и поставить мины почти на виду у немцев. Но об этом Симонов узнал уже в море, направляясь к берегам Румынии. День отбытия из Севастополя он упоминает также в своих дневниках».
ПОЛИНА ТОЛКАЧЕВА, библиотекарь отдела комплектования ЦГБ им. Л.Н. Толстого: «Яша за два часа успел сфотографировать всех, кого ему было нужно, начиная от командира и кончая наводчиком зенитного пулемета».
«А я тем временем тихо сидел на мостике, наслаждаясь дневным светом, и смотрел на Севастопольскую бухту, необычайно оживлённую, с беспрерывно сновавшими по ней катерами и кораблями. В тот день, помню, Севастополь показался мне красивым, как никогда, быть может, потому, что меня охватывала тревога перед предстоящим походом и с непривычки было страшно».
ПОЛИНА ТОЛКАЧЕВА, библиотекарь отдела комплектования ЦГБ им. Л.Н. Толстого: «Написанный Симоновым очерк вышел 19 сентября 1941 года в газете «Красная звезда» и назывался «У берегов Румынии». Заканчивался он так: «Четвёртый поход окончен так же удачно, как и три предыдущих. Завершён ещё один будничный эпизод из жизни подводников, скромных, спокойных и страшных в бою людей, воюющих с врагом за наше русское Чёрное море».
Вторая военная командировка Симонова в Крым состоялась в начале 1942 года. Тогда его направили на полуостров осветить ход Керченско-Феодосийской десантной операции. Военкор добрался до Феодосии на крейсере «Красный Кавказ» 4 января, всего через несколько дней после высадки нашего десанта.
ПОЛИНА ТОЛКАЧЕВА, библиотекарь отдела комплектования ЦГБ им. Л.Н. Толстого: «После войны Константин Симонов неоднократно приезжал в Крым на отдых, как секретарь Союза писателей СССР бывал в редакции газеты «Крымская правда», хорошо знакомой ему с военных дней как «Красный Крым». В последний раз в жизни классик побывал в Крыму не за долго до своей смерти, в июне 1979 г., в санатории «Пушкино» в Гурзуфе. Впечатления, полученные в такое непростое время, не могли уместиться в очерках и заметках, рождая настоящую большую военную литературу. Великая Отечественная война до конца жизни осталась главной темой творчества Константина Симонова. А работа в Крыму – одной из его самых ярких страниц».