В годы Великой Отечественной нашу Родину от фашистского ига защищали люди самых разных профессий. Одни – отдавали свои жизни на полях сражений, другие днями и ночами трудились в тылу. Творчество писателей, поэтов, публицистов, кинооператоров и журналистов имело в это непростое для страны время особую ценность.
Эдуард Асадов - это имя известно и любимо уже несколькими поколениями. Его стихи уникальны своим слогом и пронзительной глубиной. Его поэмы - это целая жизнь, его творчество не может оставить равнодушным. Кто хотя бы раз прочел его стихи, знает, что не влюбиться в них невозможно! Только Асадов мог так просто писать о сложном, находить такие слова, которые обжигают сердце и одновременно согревают душу.
Поэт родился 7 сентября 1923 года, в древнем городе Мары, в армянской семье. Его родители были участниками революции и гражданской войны. В мирные дни - учителями. После смерти отца в 1929 году мама с сыном переехали на Урал, в Свердловск, где оба «пошли в первый класс» - мама учителем, а Эдуард учеником. Здесь он вступил в пионеры, написал первые строки и стал комсомольцем. Затем - Москва. Учёба, мечты, стихи... Выпускной бал в 38-й столичной школе 14 июня 1941 года... А через неделю – война.
КСЕНИЯ КОТОВА, заведующая библиотекой-филиалом №4 Региональной информационно-библиотечной системы Севастополя: «По стране стозвонным набатом прозвучал призыв: «Комсомольцы - на фронт!». 17-летнийй Эдуард Асадов пошёл с заявлением во Фрунзенский райком комсомола, чтобы направили добровольцем на фронт. На утро он уже был в военном эшелоне. Вчерашний школьник был направлен в артиллерийские войска. А точнее - гвардейские артминометные подразделения легендарных «Катюш», внушавших гитлеровцам панический страх. Сначала он был наводчиком этого грозного оружия, потом в 1943 году стал офицером, командовал батареей».
В 1941-1942 годах, Асадов защищал Ленинград. Мечтал о победе. Верил в неё. А в перерывах между боями, в землянках, при тусклом свете фронтовой коптилки, писал стихи.
КСЕНИЯ КОТОВА, заведующая библиотекой-филиалом №4 Региональной информационно-библиотечной системы Севастополя:
«Я был где надо - на переднем крае,
Идя в дыму обугленных зарниц.
Бывало все: везло и не везло,
Но мы не гнулись и не колебались,
На нас ползло чудовищное зло,
И мира быть меж нами не могло,
Тут кто кого - контакты исключались!»
«Первый бой», «Всегда в бою», «В землянке», «Снова в строй» и другие стихи Эдуарда Асадова - это правда о жестокой войне. Их строки звучат, как клятва: победить или умереть!
Стихотворение «Письмо с фронта», адресованное своей матери, двадцатилетний лейтенант-фронтовик писал прямо на передовой в 1943 году:
КСЕНИЯ КОТОВА, заведующая библиотекой-филиалом №4 Региональной информационно-библиотечной системы Севастополя:
«За жизнь, за тебя, за родные края
Иду я навстречу свинцовому ветру.
И пусть между нами сейчас километры-
Ты здесь, ты со мною, родная моя!
И чем бы в пути мне война не грозила,
Ты знай, я не сдамся, покуда дышу!
Я знаю, что ты меня благословила,
И утром, не дрогнув, я в бой ухожу».
Фронтовая судьба комбата Асадова была связана с тремя бастионами мужества и славы: Ленинградом, Новороссийском и Севастополем. Асадов освобождал города и села России, Украины, Крыма в составе Северо-Кавказского и 4-го Украинского фронтов.
Бои, наступления... Гибель боевых товарищей, однополчан. И радость побед. Всё было. Всё помнит зоркое сердце фронтовика-поэта:
«Поверьте, это не просто –
Жить так, чтоб гордилась тобой страна,
Когда тебе вовсе еще не по росту
Шинель, оружие и война».
Так, на предельно откровенной и доверительной ноте, без тени нравоучения, обращается поэт Асадов от имени своего поколения к юности, живущей сегодня:
«Но шли ребята назло ветрам
И умирали, не встретив зрелость,
По рощам, балкам и по лесам,
А было им столько же, сколько вам,
И жить им, конечно, до слез хотелось».
Апрель 1944 года. Пришла долгожданная весна освобождения.
«После наших гвардейских залпов, - вспоминает Эдуард Асадов в своей повести «Зарницы войны», - пехота прорвала укрепления врага, ворвалась в Армянск и, развивая успех, стремительно пошла дальше, всё вперед и вперёд» … И вот Севастополь.
Гитлеровцы, укрывшись за мощными железобетонными укреплениями, ожесточённо сопротивляются. Прорвать эти вражеские огненные рубежи с ходу нашим войскам не удалось. Началась подготовка к штурму последнего оплота фашистов на крымской земле. Готовилась к этому и батарея «Катюш» Асадова.
КСЕНИЯ КОТОВА, заведующая библиотекой-филиалом №4 Региональной информационно-библиотечной системы Севастополя: «Под Севастополем, возле деревни Мамашай (ныне Орловка), - рассказывал Эдуард Асадов, нас постигла беда. Большая беда. С Мекензиевых гор немцы засекли нашу батарею, расположенную в долине Бельбека, посте первого гвардейского залпа. Всю ночь второго мая фашисты обстреливали и бомбили нас отчаянно и беспощадно. К утру батарея была почти полностью выведена из строя».
Картина была горькая и жуткая: сплошные воронки, искореженные рамы орудийных установок, порванные провода связи и повсюду хаотично разбросанные ящики со снарядами. Все удивлялись, каким чудом в ту ночь не детонировали снаряды «Катюш» и никто не погиб? Командующий артиллерией 2-й гвардейской армии генерал-майор Иван Семёнович Стрельбицкий, выслушав доклад командира батареи Асадова, спросил:
«- Какое принято решение?
- Передать снаряды с моей батареи на батарею старшего лейтенанта Ульянова, где снарядов мало, - ответил комбат Асадов.
- Решение правильное. Артподготовка будет завтра в шесть тридцать утра. А начнется она с залпа «Катюш». Распоряжение вы получите».
К рассвету 4 мая машина, груженая смертоносным грузом, двинулась через Бельбекскую долину. Фашисты засекли движущуюся «мишень» и начали за ней охоту. Снаряды рвались спереди, сзади. Хрустнуло лобовое стекло. Осколок пробил его насквозь и прошел между Асадовым и шофером. И снова взрыв.
КСЕНИЯ КОТОВА, заведующая библиотекой-филиалом №4 Региональной информационно-библиотечной системы Севастополя: «Снаряды были доставлены на батарею Ульянова. Когда открыли двери, чтобы поприветствовать Асадова, он выпал из машины. Эдуард Асадов был без сознания. У него была тяжёлая контузия и рана. 7 дней врачи боролись за его жизнь, но вернуть зрение не удалось. Эдуард Асадов так и остался на всю жизнь в темноте».
В полевой госпиталь под Севастополем приезжал генерал Стрельбицкий. Он сказал отважному комбату-поэту:
«Доставленные тобой снаряды ударили по врагу! Мощно ударили за тебя. Они спасли жизни тысячам советских воинов. Твои снаряды помогли освободить Севастополь».
КСЕНИЯ КОТОВА, заведующая библиотекой-филиалом №4 Региональной информационно-библиотечной системы Севастополя: «Эдуард Асадов, не смотря на потерю зрения и тяжёлые ранения, не опустил руки. Он учился, долго учился, и шрифту Брайля, и печатать на специальной машинке. Его глазами были окружающие, его супруга. В 1951 году Эдуард Асадов окончил Литературный институт союза писателей СССР и получил диплом с отличием. В этом же году в свет вышла его первая книга стихов «Светлые дороги».
Эдуард Аркадьевич часто приезжал в наш город, бывал на местах былых сражений, встречался с молодёжью, читал им свои стихи. В 1989 году решением городского Совета, мужественному поэту было присвоено звание «Почётный гражданин города-героя Севастополя». Позже в его честь назвали улицу в Гагаринском районе.
КСЕНИЯ КОТОВА, заведующая библиотекой-филиалом №4 Региональной информационно-библиотечной системы Севастополя: «А завершить наш кратенький рассказ о Почётном гражданине Эдуарде Асадове хочется отрывками стихотворения «Россия начиналась не с меча»:
Россия начиналась не с меча,
Она с косы и плуга начиналась.
Не потому, что кровь не горяча,
А потому, что русского плеча
Ни разу в жизни злоба не касалась.».
И в схватке с самой лютою войною
Она и ад сумела превозмочь.
Тому порукой - города-герои
В огнях салюта в праздничную ночь!
И вечно тем сильна моя страна,
Что никого нигде не унижала.
Ведь доброта сильнее, чем война,
Как бескорыстье действеннее жала.
КСЕНИЯ КОТОВА, заведующая библиотекой-филиалом №4 Региональной информационно-библиотечной системы Севастополя:
«Встает заря, светла и горяча.
И будет так вовеки нерушимо.
Россия начиналась не с меча,
И потому она непобедима!»