Во время Великой Отечественной войны Севастополь был разрушен практически полностью. Освобождённый город лежал в руинах. В центральной части уцелело всего семь зданий, и те были безжалостно иссечены осколками и пулями. Решением Совета Министров СССР, Севастополь был включён в список 10 городов страны, подлежащих первоочередному восстановлению. Сюда ехали труженики со всего Советского Союза. Им предстояло освободить город-герой от руин.
АНЖЕЛИКА ФЕСЕНКО, учёный секретарь Севастопольской Центральной городской библиотеки им. Л. Н. Толстого: «В 1949 году начался второй этап восстановления города Севастополя. В наш город прибывают молодые строители и архитекторы. Так, со студенческой скамьи Московского архитектурного университета в города прибывает Адольф Шеффер».
«Адольф Львович Шеффер родился в Одессе в 1924 году. После войны, окончив Институт архитектуры в Москве, молодой и талантливый человек приехал в Севастополь. С тех пор неустанно трудится на благо города. Среди значимых для Севастополя проектов Адольфа Львовича – реставрация Дворца детского и юношеского творчества, севастопольская Триумфальная арка. На счету архитектора – памятник Героям-подводникам, стела «Штык и парус», реставрация Памятника Затопленным кораблям после войны, и ещё много значимых объектов города-героя».
ВИКТОРИЯ НЕВЗОРОВА, ведущий библиотекарь отдела обслуживания Севастопольской Центральной городской библиотеки им. Л. Н. Толстого: «Адольф Львович Шеффер – заслуженный архитектор Украинской ССР. Он член-корреспондент Академии архитектуры Украины. Родился он 29 ноября 1924 года в Одессе. Мне посчастливилось встретиться с этим замечательным архитектором-легендой. Ведь он в нашем городе проработал и продолжает работать уже почти 70 лет. Это удивительный человек. Несмотря на то, что ему скоро уже исполнится 95 лет, но он полон энергии, чувства юмора и какого-то небывалого оптимизма, именно оптимизма севастопольца. Придя к нему домой он мне рассказал очень много интересного. Вообще, его квартира представляет какой-то мини-музей его архитектурных проектов, архитектурных проектов. То, что касается восстановительного периода, который мы сейчас рассматриваем – это 50-60 годы. Он закончил Московскую академию архитектуры, очень стремился туда, мечтал просто об этом ВУЗе. Ему удалось туда поступить с первого раза. Он успешно его закончил и среди молодых специалистов архитекторов был направлен в 1950 году в Севастополь. Ну, по фотографиям, которые он мне показывал наш город лежал ещё в руинах, поэтому то, что предстояло молодым архитекторам, можно сказать, тоже было трудовым подвигом. Это были и неудобства бытовые, которые он рассказывал, но они всё это преодолевали в силу своего молодого возраста и какого-то небывалого оптимизма».
АНЖЕЛИКА ФЕСЕНКО, учёный секретарь Севастопольской Центральной городской библиотеки им. Л. Н. Толстого: «Адольф Львович всегда достойно носит звание архитектора, старшего строителя, плотника. В этом его призвание и вдохновение. В этом его сила и любовь к жизни, в этом его душевная молодость и творческое долголетие».
ВИКТОРИЯ НЕВЗОРОВА, ведущий библиотекарь отдела обслуживания Севастопольской Центральной городской библиотеки им. Л. Н. Толстого: «Как он мне рассказал, что первый проект, который ему индивидуально поручили – это был жилой дом, построенный в стиле классицизма по адресу Маяковского, 3. И за этот дом, как он вспоминал, ему до сих пор не стыдно. Уже в начале 60-х годов, у него появились удивительнейших проекты, которые имели большое значение и имеют сейчас для нашего города. Он восстанавливал будущий Дворец пионеров. Была интереснейшая история по восстановлению этого Дворца. Также он строил Гидрофизический институт на мысе Хрустальный. И гордится очень проектом Центрального рынка «Пассаж». Все мы там бываем. Я хочу обратиться к севастопольцам, которые придут на Центральный рынок, чтобы другими глазами посмотрели на эту удивительнейшее архитектурное сооружение. Ещё он очень гордится тем, что он принимал участие в восстановлении памятника Затопленным кораблям. Большое ему спасибо за то, что он вернул первозданный вид этого памятника. Вот этим он именно и гордится. Адольф Львович, конечно, поразил меня своей трудоспособностью. У него более 1000 проектов. Причем, как у писателя-классика, у которого что-то лежит в портфеле, в столе так и у него. Он показал мне те проекты, которые не реализованы. Их просто масса. То, что, допустим, меня заинтересовало – это проект пристройки нашей библиотеки. Это интереснейший проект. Сам Адольф Шеффер о себе говорит: бывало всякое и дифирамбы, и обиды. Каждый творческий человек очень раним и чуток к чужому мнению, к любому практическому слову или несправедливости».
ВИКТОРИЯ НЕВЗОРОВА, ведущий библиотекарь отдела обслуживания Севастопольской Центральной городской библиотеки им. Л. Н. Толстого: «Теми проектами, которыми он особенно гордится уже в более поздний период – Дом Москвы всем известный на площади Нахимова, где не отличишь эпохи. Он как-то соединил всё это, эпоху 19 века и нынешнее время. Триумфальная арка на въезде в город. Это его идея, он боролся за этот проект. И ещё, он такой человек, который добивается своих целей. Всё чтобы он не придумал, всегда у него все проекты гладко не проходили, всегда ему приходилось включать свой борцовский характер, доказывать. Большинство проектов были утверждены именно в том виде, в котором и запланировал сам архитектор. Вот за это ему большое спасибо! И надо сказать, что до сих пор он ещё в строю, он принимает участие в президиуме градостроительной организации нашего города, к нему обращаются за советами постоянно, и он никому ещё никогда не отказал. Он всегда защищает нашу архитектуру, нашу красоту белокаменного города».
АНЖЕЛИКА ФЕСЕНКО, учёный секретарь Севастопольской Центральной городской библиотеки им. Л. Н. Толстого: «Владимир Шавшин об архитекторе Шеффере пишет: прожил четыре архитектурные эпохи Севастополя. Он активный участник возрождения города из руин в 1950-1956 годах. Много проектировал в период «строительного бума» в 1956-1990 годах. Он не опускал рук и период упадка, и нынешнего воскрешения архитектурного дела в Севастополе».