В «Херсонесе Таврическом»
открылась выставка «Византийские древности графов Уваровых». Уникальные миниатюры
из коллекции знаменитых российских археологов впервые представили широкой
публике именно в Севастополе. Прибыли материалы из фондов Государственной
публичной исторической библиотеки России и будут доступны посетителям
музея-заповедника до 30 августа в зале временных выставок здания византийской
экспозиции.
Граф Алексей Сергеевич Уваров –
человек, который стоял у истоков российской археологической науки. С неутомимым
энтузиазмом он на протяжении всей жизни собирал уникальные коллекции древностей,
изучал артефакты различных эпох и даже за собственный счёт проводил раскопки.
Большая часть его археологических изысканий касалась Северного Причерноморья.
Разумеется, особое внимание исследователя привлекли руины античного полиса
Херсонеса в Крыму.
ЕКАТЕРИНА АЛТАБАЕВА, сенатор Российской Федерации:
«Человек, конечно, совершенно незаурядный, поскольку его деятельность
вообще для исторического познания в российском государстве тогда чрезвычайно
велика. Потому что и создание Московского археологического общества, и
Санкт-Петербургского археологическо-нумизматического общества и, собственно,
начало нашего Государственного исторического музея – это тоже Уваров. Но мне
кажется, очень важно, что раскопки первые в Причерноморье: в Вольве, Пантикапее
и здесь, в Херсонесе – научные изыскания – тоже связаны с именем Алексея
Сергеевича».
В 1858 году Алексей Сергеевич взял в жёны Прасковью Щербатову, которая была на 15 лет его младше. Пара отправилась в свадебное путешествие по Европе. Девушка полюбила исследователя в том числе за его острый ум и тягу к познанию, а потому с удовольствием приобщалась к увлечениям мужа. Уваров же, решив совместить приятное с полезным, занялся в поездке сложным и важным делом – составлением каталога византийских гравюр, прослеживая их влияние на древнерусские живописную и иконописную традиции.
МИХАИЛ АФАНАСЬЕВ, директор Государственной публичной исторической библиотеки России:
«Он выискивал рукописи в разных библиотеках в Ватикане, Австрии, Франции, Лондоне – древнейшие рукописи 9-10 веков. Оттуда он выбирал те сюжеты, которые потом нашли отражение в церковной живописи. Уваров, чтобы делать эти копии для этого своего музейного собрания, возил с собой художника. Шарль Корюсон – замечательный миниатюрист – сидел и всё очень дотошно перерисовывал. Вот этот каталог, эту коллекцию мы сегодня и представляем».
Каталог получил название «Византийский альбом» и был издан женой Уварова уже после его смерти. Познакомиться с оригинальными изображениями, которые были нарисованы в путешествии 160 лет назад, до конца лета смогут посетители «Херсонеса Таврического». Материалы, с которых художник графа Уварова делал копии, также сохранились и находятся в музеях и библиотеках по всему миру.
Однако, в отличие от бережно хранившихся уваровских гравюр, многие из них давно утратили свой прежний вид: рисунки изменялись в процессе реставрации или просто пострадали от времени. На тачскрине, расположенном в зале экспозиции, можно в электронном виде наглядно сравнить нынешнее состояние оригиналов и то, какими их увидел и отобразил на своих рисунках художник 160 лет назад. Листы из «Византийского альбома» никогда ранее не выставлялись широкой публике, хранясь в фондах Государственной публичной исторической библиотеки России.
ТАТЬЯНА САРАПУЛКИНА, заместитель директора музея-заповедника «Херсонес Таврический»:
«Мне очень радостно, что у нас проходят не только межмузейные проекты,
но и проекты, посвящённые различным институциям культуры. Сегодня у нас
совместная выставка с Государственной публичной исторической библиотекой России
– мне кажется, это знаковый проект».
В учреждении также хранится основная часть богатой библиотеки графов Уваровых. Некоторые печатные экземпляры также представили на выставке. Этот совместный с «Херсонесом Таврическим» проект в Государственной исторической библиотеке России также считают знаковым, ведь он способствует объединению культурного поля и научных изысканий различных специалистов.
МИХАИЛ АФАНАСЬЕВ, директор Государственной публичной исторической библиотеки России:
«Ведь 200 лет назад, когда на русской земле появились слова «музей» и
«библиотека», эти организации были едиными. Это была единая структура. Есть
замечательная гравюра, где Пётр I сидит в гостях у пастора
Винса в Голландии, и под ней написано: Пётр I посещает кунсткамеру. А на гравюре мы видим стеллажи книг,
на торцах которых висят несколько разных предметов, которые, видимо, относились
к этой кунсткамере. Кунсткамера воспринималась как единое учреждение, в котором
есть книги и есть предметы».
В большинстве крупных библиотеках 19 века обязательно были мюнцкабинеты с коллекциями монет, а иногда и небольшие выставки артефактов. Однако время шло, и библиотеки пошли своим – сугубо книжным – путём, а музеи стали делать акцент на предметах. И вот, по прошествии веков, работники двух сфер снова осознают, что цель у них всё же одна – сохранение истории и культуры для будущих поколений.
София Драговоз, Денис Александрович, «Севинформбюро»