Знаменитый русский художник Василий Верещагин работал в Крыму. Неизвестные страницы его жизни открывает исследователь творчества художника – севастопольский писатель Сергей Аксентьев. Он работал в архивах города-героя, а также в Третьяковской галерее, а по итогам исследования написал книгу «Василий Верещагин в Крыму», которая готовится к изданию. В этой работе собраны все известные на данный момент факты о крымском периоде жизни художника. В начале года исследователь выступил с докладом на научной конференции, которую проводила Третьяковская галерея – для искусствоведов было открытием, что в Крыму Верещагин написал 35 работ (это в основном этюды). До наших дней дошли всего чуть больше 10.
СЕРГЕЙ АКСЕНТЬЕВ, писатель, член Союза журналистов России: «Мыс Фиолент. Несколько этюдов. А мы имеем только один, как выглядели остальные – мы не знаем. Больше того: В.В. Верещагин жил в Севастополе (в первый раз он приехал в Севастополь 4 мая 1896 года и поселился в гостинице Киста)».
Художника интересовала не только природа. Он изучал события обороны Севастополя, бывал на Малаховом кургане.
СЕРГЕЙ АКСЕНТЬЕВ, писатель, член Союза журналистов России: «Он бывал в Инкермане, где проходило сражение, беседовал с людьми, которые знали, посещал открытый недавно в 1896 году музей в имении Тотлебена, где сейчас находится музей Черноморского флота – изучал там форму одежды и так далее. В итоге на свет появилось 5 этюдов, которых тоже никто нигде никогда не видел».
Известны сюжеты, которые интересовали Василия Верещагина: кладбища англичан и французов, скала в Инкермане, где была поставлена часовня в память о погибших воинах.
Исследователь творчества художника предполагает, что память о Первой обороне Севастополя могла быть увековечена не Францем Рубо, а Василием Верещагиным, который готовил серию картин, посвященных Крымской войне. Центральным сюжетом батального полотна был бы как раз эпизод Инкерманского сражения. Но в конкурсе работ победил проект Панорамы обороны Севастополя, которая существует до сих пор.