Дзержинский в шортах, автографы белого генерала Слащева, паспорт агента английской контрразведки и документы, на которых раньше стоял гриф «секретно». В Севастополе в Доме офицеров Черноморского флота открылась уникальная выставка, посвященная истории создания в России органов госбезопасности. Более 300 экспонатов, оригиналы и копии документов, без которых невозможно представить историю нашей страны и о которых мы долгое время даже не подозревали. Выставка будет работать в течение месяца. Подробности у нашего корреспондента.
Кожаное пальто, фуражка – образ чекиста, к которому мы все привыкли хотя бы по кинофильмам. Сегодня в Севастополе мы можем познакомиться с конкретными историями людей, которые на протяжении ста лет отвечали за безопасность страны.
Большинство документов и фотографий увидим впервые – только недавно с них был снят гриф секретности, и теперь у нас есть возможность взглянуть на многие события нашей истории под другим углом.
Автографы белого генерала Слащева, подлинник уголовного дела против резидента немецкой разведки 26 года в Ялте, документы личного адъютанта командующего белой добровольческой армией Владимира Май-Маевского и вот такой, хипстерский Феликс Дзержинский – на отдыхе в Мухалатке. Из его записок можем даже узнать, что 24 апреля 26 года у железного Феликса обгорел нос – видно, был неподготовлен к крымскому солнцу.
«Здесь личные записки Феликса Дзержинского, которые он посылал, в том числе, не только из Мухалатки, где он так чудесно был сфотографирован, но и из Севастополя. И эти документы подтверждают, что он бывал здесь многократно. Фото 21-го года, 24-го, 26-го года» – рассказала председатель Законодательного собрания Севастополя, историк Екатерина Алтабаева.
Во время Великой Отечественной Крым был своеобразным мостом, который использовали спецслужбы Германии для массовой засылки своей агентуры на Кавказ и Поволжье – это была настоящая тайная война.
«В Крыму существовало несколько разведывательных школ Абвера, работали здесь и румынские спецслужбы, здесь готовили диверсантов для советско-германского фронта, отсюда забрасывались десанты, и одной из задач советских спецслужб было противодействие этим органам» – рассказал директор Центрального музея Тавриды Андрей Мальгин.
Можно познакомиться и со спецпропусками февраля 45-го на Ялтинскую конференцию, записями Берии и позднейшими документами 90-х годов прошлого века. Крым уже много веков очень любим иностранными агентами – а вот как мы с ними взаимодействовали последнее столетие – страница в нашей истории еще не прочитанная.
Ксения Егорова, Анатолий Паньков, «Севинформбюро»