В Центральной городской библиотеке имени Льва Толстого рассказали о традициях широкой Масленицы. В первые дни праздничной недели в одном из библиотечных залов развернули выставку книг, посвящённых русским обычаям. Здесь же – экспозиция обрядовых кукол, символизирующих приход весны.
ЕЛЕНА БОГУШ, библиотекарь отдела электронных ресурсов Центральной городской библиотеки им. Л.Н. Толстого: «Масленичная неделя условно делилась на две части. Это узкая Масленица, первые три дня Масленичной недели, и, конечно же, Масленица широкая, с четверга начинался настоящий масленичный разгуляй, когда уже запрещено было работать по дому».
Истоки Масленицы имеют языческое происхождение. В древние времена на Руси её считали праздником вознесения славянского бога Ярило. Христанская церковь внесла в древнерусские традиции существенные изменения.
ЕЛЕНА БОГУШ, библиотекарь отдела электронных ресурсов Центральной городской библиотеки им. Л.Н. Толстого: «Масленичная неделя последняя перед Великим постом. В это время уже запрещено было употреблять в пищу мясо. Зато вдоволь можно было наесться молочными продуктами, рыбой и, конечно, выпечкой. Традиционное блюдо на Масленицу – это блины. Блины считались поминальной пищей. Именно поэтому в Масленичную неделю принято поминать усопших».
В Севастополе всегда, как и по всей России, Масленицу отмечали с размахом. Главным местом празднования до революции был Приморский бульвар. Начинки для блинов стремились делать, в первую очередь, из черноморской рыбы.
ЕЛЕНА БОГУШ, библиотекарь отдела электронных ресурсов Центральной городской библиотеки им. Л.Н. Толстого: «Конечно же, были блины и с мясом, и с творогом и с другими начинками, но именно разнообразие рыбных начинок отличает наш город. И, конечно, особенно хочется отметить благотворительность. Жёны первых лиц города, офицеров, всегда устраивали огромное количество благотворительных мероприятий. На Масленичную неделю было принято делать пожертвования в пользу бедных, малоимущих, а также собирали на праздники для маленьких севастопольцев. «Первый блин – комом, блин второй – знакомым, третий – дальней родне, а четвёртый – мне», - так говорили наши предки».