Многогранность творческой души. В Севастополе открылась выставка Ярослава Мыськива. От графики и живописи до скульптуры, от классики до авангарда – редкая подборка для персональной экспозиции. Автору интересны буквально все жанры и стили изобразительного искусства, и в каждом он находит неординарный способ самовыражения. Насколько удачно – до конца мая предлагают оценить в Художественном музее имени Михаила Павловича Крошицкого.
Пройдя по выставочному залу, можно проследить эволюцию авторского видения и почерка: пейзажи, натюрморты от одного к другому становятся всё более неординарными. Чёткие линии превращаются в очертания и штрихи, формы размываются в полупрозрачные слои и вкрапления. Наконец, итог – абсолютная абстракция. Ярослав Мыськив постоянно экспериментирует с жанрами, техниками, идеями. Специализировался на графике, потом обратился к живописи, после занялся скульптурой… Список можно продолжать. При этом в творчестве художника нет понятия «пройденный этап». Всему арсеналу навыков находится применение. А вдохновение ищет в простых вещах, например, общаясь с крымской природой.
Выставку Ярослава Мыськива Севастопольский художественный музей имени Михаила Павловича Крошицкого представляет в честь дня рождения автора. В юбилейном собрании – знаковые произведения разных лет. Некоторые позволяют взглянуть на творчество художника по-новому. Другие хорошо знакомы даже тем, кто не искушён в теме современного искусства.
ЛЮДМИЛА СМИРНОВА, заместитель директора Севастопольского художественного музея им. М. П. Крошицкого по научной работе: «Есть работы, которые считаются уже давно классикой музейной – это его херсонесская тема. Очень сложно без наигрыша создать своеобразную формулу узнаваемых месс, которая вбирала бы и прошлое, и настоящее. У него эта формула не банальная, а очень глубинная».
Больше всего автор тяготеет к станковой графике. Гравюры с использованием разнообразных материалов – его «визитная карточка». Причём и тут на достигнутом не останавливается – недавно начал практиковать гравировку по дереву, делится мастер. Способ непростой, но куда сложней офорт – работа с металлом. Её можно сравнить с трудом скульптора.
ЯРОСЛАВ МЫСЬКИВ, художник: «Я создаю форму, вытравливаю на пластине изображение. Предварительно, конечно, создаётся эскиз, замысел – а потом я начинаю снимать с этой формы отпечаток».
Кажется, для воплощения такого многообразия замыслов и приёмов мастеру необходим цех почти промышленных масштабов. Чтобы творить с размахом, нужен простор. Но выясняется: всё – краски, холсты, инструменты, станки, печатные формы-заготовки и прочий инвентарь могут размещаться достаточно компактно. Главное для художника – не масштабы пространства, а глубина души.
ЯРОСЛАВ МЫСЬКИВ, художник: «Если бы у меня была большая мастерская, я б делал очень большие гравюры!»
Всегда стремиться к большему и каждую новую возможность использовать по максимуму – вот его принцип. Благодаря ему Ярослав Мыськив не упустил и шанса переехать в Севастополь с Западной Украины. Было это ещё в семидесятые годы – но пожалеть о решении с тех пор не пришлось, вспоминает художник. Так бывает – влюбился в город с первого взгляда и понял: это и есть – дом, это и есть – вдохновение. Экспозиция в Художественном музее не подводит итогов, она приводит примеры: реализованных планов, оправдавшихся надежд, состоявшейся яркой индивидуальности. И убедиться в этом можно, побывав на выставке – она будет работать до 30 мая.
Наталья Данилова, Дмитрий Лелеко, «Севинформбюро»