Почувствовать настоящую свободу. Забыть о насущных проблемах на высоте птичьего полёта – всё это теперь доступно людям с ограниченными возможностями. Герой нашего следующего сюжета, лишившись возможности ходить, нашёл в себе силы летать.
В 18-летнем возрасте в жизни Заура Эмиралиева произошел роковой случай. Неудачное падение со скалы привело к непоправимым последствиям – сломанный позвоночник, многочисленные операции, дорогостоящее лечение и неутешительные диагнозы врачей.
ЗАУР ЭМИРАЛИЕВ: «Много операций. Периодически я не ездил. Восстанавливался после операций. Делали в Киеве – три. Последнюю в прошлом году сделали в Санкт-Петербурге в клинике имени Алмазова. На позвоночник, очень серьезная. Но я практически сразу стал ездить».
Преодолеть пришлось многое, но Заур ни на минуту не опускал руки. Сидеть в инвалидном кресле и жаловаться на судьбу – не в его правилах. Этот велосипед – его единственное средство передвижения, и у него тоже есть своя история.
ЗАУР ЭМИРАЛИЕВ: «Попал он ко мне от немцев во время велопробега в городе Гейдельберге, это – города-побратимы с Симферополем. Был такой парень Сергей Трофимчук. Мы с ним готовились поехать в восточную Германию. Он умер, и мы не поехали. Велосипед остался у меня, и я на нём езжу уже много лет».
«Серебряное крыло» – именно так Заур ласково называет своего железного коня. С ним он уже объехал больше 19 тысяч километров. В Севастополе людей, которые ездят на таких велосипедах – единицы. Во-первых, не каждый человек с ограниченными возможностями осмелится передвигаться по крымским дорогам, во-вторых, не у всех хватит средств приобрести редкий экземпляр.
ЗАУР ЭМИРАЛИЕВ: «Деревенские дороги просто в плачевном состоянии. Не хотят ходить там автобусы. Доступные могли бы пустить автобусы, но они по этой дороге не смогут проехать, они распадутся. Низкопрофильные пробовали пускать, сказали, что это нерентабельно – развалится и всё».
Несмотря на травму и, казалось бы, безвыходную ситуацию, Заур находит в себе силы и ежедневно преодолевает на велосипеде почти 40 километров, чтобы заняться любимым делом. Существенно облегчил бы жизнь собственный транспорт, но получить права тоже большая проблема. Автошколы, которые выдают удостоверение людям с ограниченными возможностями находятся в Евпатории и Саках.
ЗАУР ЭМИРАЛИЕВ: «Для этого нужно проживать там в течение 3-х месяцев и учиться в школе, в этой автошколе. Есть много школ – Симферополь, Бахчисарай, которые разводят руками и говорят, что мы не можем, к сожалению. А некоторые даже берутся научить, а потом говорят, что, извините, мы у вас экзамен не можем принять и выдать вам права, потому что у нас лицензии нет. Люди деньги внесли уже и всё, и сидят ждут».
Заур – человек с ограниченными возможностями, который ни в чём себя не ограничивает. Тяжёлая атлетика, велопробеги, стрельба из лука, игра в бильярд, прыжки с парашютом – можно бесконечно перечислять его любимые занятия. Все его начинания поддерживают: любящая супруга, мама и небезразличные люди.
И вот ещё одна мечта воплотилась в реальность – полеты на параплане.
ЗАУР ЭМИРАЛИЕВ: «Познакомился с ребятами. Предложили полетать. И всё! Я понял, что я пропал, заболел. Я хочу, это – моё. Взяли они меня в федерацию почётным членом и вот четвёртый сезон летаю с ними».
Заур уже не представляет себе жизнь без полётов на параплане. Небесная высь позволяет забыть о насущных проблемах, вздохнуть полной грудью и дать волю эмоциям.
Заветную мечту пытаются воплотить члены Севастопольской Федерации спорта сверхлёгкой авиации.
ОЛЬГА МЕЛЬНИКОВА, главный судья Федерации спорта сверхлёгкой авиации Севастополя: «Это какая-то телега нужна, либо постоянный помощник. Если специальная телега, то как она должна выглядеть, чтобы он не упал, чтобы он не повредился. Это всё накладывает дополнительное ограничение. Мы пока не можем ничего придумать. Даже не с точки зрения технически, а с точки зрения макета. Как это должно или может выглядеть».
Главный судья Федерации спорта сверхлёгкой авиации Севастополя Ольга Мельникова рассказывает: они готовы помочь всем, и абсолютно бесплатно. Звонков поступает много, однако шагнуть в небо решаются немногие. Бороздить небесные просторы можно практически с любого возраста, главное – желание.
ОЛЬГА МЕЛЬНИКОВА, главный судья Федерации спорта сверхлёгкой авиации Севастополя: «Люди с ограниченными возможностями летят и хотят это делать. Полгода назад или год назад на горе Клементьева был фестиваль, посвящённый как раз этому делу, где люди с ограниченными возможностями имели, как бы, возможность, полетать на воздушных шарах, на парапланах, на паратрайках, на всём том, на чём можно летать. Мы также стараемся это развивать, надеюсь, в дальнейшем мы сможем и технически и материально подготовиться к тому, чтобы обучать людей с ограниченными возможностями свободному полёту на параплане».
Полёт на параплане гарантирует получение незабываемых впечатлений, которые навсегда останутся в памяти и сделают жизнь людей с инвалидностью хоть чуточку лучше.
МЕРИ БАДУНЦ, корреспондент: «Вид, который открывается отсюда, с высоты птичьего полёта, невозможно представить, находясь на земле. Только так, паря в небе, хотя бы ненадолго они забывают об ограничениях, словно становятся выше жизненных обстоятельств».
Мери Бадунц, Дарья Шарипова, Юрий Реутин и Максим Мыльников «Севинформбюро»