Итоги 2021 года: строительство культурного кластера на мысе Хрустальном

05.01.2022, 15:30

«Севинформбюро» подводит итоги 2021 года. Одной из самых резонансных тем прошедших 12 месяцев стало создание культурного кластера на мысе Хрустальном. Скандалы, визиты высоких гостей, обещания и разочарования – все события, связанные с очередной «стройкой века», нашли своё отражение в материалах журналистов «НТС».

В самом конце 2020 года, когда Правительство Севастополя опубликовало презентацию будущих объектов, были объявлены общественные обсуждения проекта застройки мыса Хрустальный. В течение месяца севастопольцы могли ознакомиться с визуализацией Театра оперы и балета и Академии хореографии, представленной на сайте Департамента архитектуры и градостроительства, а также в Севастопольском центре культуры и искусства. Из-за ограничений, связанных с пандемией, обсуждение решено было провести онлайн, но все севастопольцы могли оставить свои замечания на сайте местного Правительства. Однако, на деле всё оказалось не так просто. Уже в начале января горожане стали массово жаловаться на то, что высказать своё мнение касательно строительства объектов, которые кардинально изменят облик города, практически невозможно: интерфейс сайта либо не давал выбрать необходимый проект, либо и вовсе показывал табличку о том, что такого информационного ресурса не существует.

МАРИНА ПЕТРОВА, жительница Севастополя в пятом поколении: «По пунктам, как что и за чем следует. Но уже где-то в районе 4-го пункта, когда мы переходим со страницы Госуслуг на сайт, мне почему-то (я даже сделала скриншот!) сайт Правительства Севастополя выдаёт, что сайта Департамента градостроительства не существует! «На ваш поисковый запрос ничего не найдено» - это как вообще? Получается, что это манипуляции, махинации какие-то».

ПАВЕЛ ВОЛКОВ, общественник: «Все мои попытки зайти, как было объявлено, на этот сайт, не увенчались успехом. Либо система «выплёвывает», либо даёт «по вашему запросу ничего не найдено. Выражаю своё крайнее недовольство этим, это безобразие. И считаю, что, к сожалению, мы в своём родном городе оказались в данной ситуации, как индейцы когда-то в Америке».

Оставить свои замечания в очном формате также многим севастопольцам не удалось.

АНАТОЛИЙ ТУМАНОВ, реставратор, общественник: «Сколько ни пытался прийти на ул. Ленина, 25 – постоянно закрыто».

МАРИНА ПЕТРОВА, житель Севастополя в пятом поколении: «На ул. Ленина, 25 тоже невозможно было попасть. Туда приходишь, там злобный охранник говорит, что никаких выставок здесь нет. Хотя ведь был на телевидении сюжет, что там кто-то якобы проект представлял».

В итоге при более чем шести тысячах просмотрах страницы с общественными обсуждениями, было оставлено лишь 107 замечаний. Остаётся лишь догадываться, сколько неравнодушных севастопольцев не смогли выразить своё мнение из-за «технических причин».

Тем не менее, после подведения итогов общественных слушаний в Департаменте архитектуры и градостроительства пришли к выводу, что около 70% участников высказались положительно о предложенном проекте застройки мыса Хрустального. С точки зрения начальника Управления развития городской среды Ирины Марочкиной, массовые жалобы севастопольцев на невозможность высказать свои замечания – лишь единичные слушания.

ИРИНА МАРОЧКИНА, начальник Управления развития городской среды Департамента архитектуры и градостроительства Севастополя: «Они проходили не по тому пути, который был прописан у нас на сайте, и в объявлении, и в Instagram, и в этой платформе. Они переходили сразу на «Госуслуги», где вообще отсутствовала возможность подать, либо оно некорректно отображалось. Когда люди проходят по тому пути, который был прописан у нас на сайте – всё очень корректно, всё видно».

В итоге неравнодушные севастопольцы: члены общественных и ветеранских организаций, экспертных сообществ, творческих союзов и просто жители района Карантинной бухты собрались на «народные слушания». Участники утверждали: при том, что на онлайн-платформе учитывались замечания только тех пользователей, которые подтвердили, что живут на окрестных улицах, далеко не все местные жители смогли высказать своё мнение.

ИРИНА ГАРДОК: «Нас не то, что не спрашивали, там у практически у половины людей нет даже интернета. У нас газа нет, а мы центр города. У нас до сих пор ямы. Нашим районом вообще никто не интересуется, а здесь они решили этого монстра построить. Для чего тогда эту 16-этажку сносили? Это такой же монстр был. Я не геофизик, не историк, но я не понимаю, местные жители настолько трепетно к этому месту относятся».

Кроме того, участники «народных обсуждений» высказали вполне резонное мнение о том, что при строительстве таких масштабных сооружений в самом центре Севастополя, необходимо учитывать мнение всех горожан. Более того, возводить кластер до принятия Генерального плана нельзя, иначе можно допустить ряд непоправимых ошибок. Вопросы общественников вызвали и методы подсчёта присланных замечаний.

ГРИГОРИЙ ДОНЕЦ: председатель Общественной организации по сохранению объектов культурного наследия «Морской Форт»: «Кто-то считает в Департаменте архитектуры и градостроительства. А те, кто участвует в обсуждении, не участвуют в процессе подсчёта голосов. Поэтому и возникает коллизия. Смотрите: Парк «Патриот» – провели общественные слушания, были категорически против, решение положительное. В доме культуры на ул. Ленина, 25 проводили первые слушания по кластеру на мысе Хрустальный, абсолютное большинство высказалось против, результаты из Департамента вышли положительные. Так же было по Казачьей бухте, медицинскому кластеру».

Театр оперы и балета и Академия хореографии исказят морской фасад Севастополя и не позволят в полной мере сохранить историческую часть города, подытожили эксперты и общественники. Они потребовали от властей остановить строительство и провести масштабные общегородские обсуждения проекта.

Однако вместо полноценных обсуждений проекта культурного кластера горожане получили весть о том, что площадь Академии хореографии увеличили более чем вдвое. Такое решение было принято на заседании Правительства Севастополя, прошедшего 27 февраля.

МАКСИМ ЖУКАЛОВ, директор Департамента архитектуры и градостроительства Правительства Севастополя: «Цель разработки проекта планировки территории – это изменения технико-экономических параметров объекта капитального строительства «Хореографическая академия» в соответствии с письмом Фонда «Национальное культурное наследие». В положения о характеристиках объектов капитального строительства, а также в положение об очередности планируемого развития территории внесены изменения – в части увеличения площади здания хореографической академии с 12 100 кв. метров до 27 900 кв. метров».

Как отметили городские чиновники, принятие этого постановления должно было позволить выдать разрешение на строительство Академии хореографии.

Впрочем, получением разрешительной документации для строительства объектов культурного кластера застройщики были не очень-то озабочены. В конце зимы Севгосстройнадзор оштрафовал Фонд проектов социального и культурного назначения «Национальное культурное наследие» и АО «Стройтрансгаз» – непосредственного строителя объектов. Штраф каждой организации составил 500 тысяч рублей. Административную ответственность они понесли как раз за земляные, планировочные, демонтажные и строительные работы на территории кластера без разрешительных документов. Добавим также, что проект Театра оперы и балета был одобрен Главгосэкспертизой только в сентябре минувшего года, когда под него уже был вырыт огромный котлован, внутри которого велись бетонные работы.

Отдельного внимания заслуживают встречи австрийского архитектора Вольфа Прикса, проектировавшего комплекс зданий на мысе Хрустальном, с севастопольской общественностью.

И это при том, что облик театра оперы и балета или хореографического музея менять никто не собирался. На суд архитектурно-художественного совета было вынесено здание музея для различных выставок и экспозиций.

К презентации своего эскиза 4 октября он оказался не готов, и более того – не был осведомлён о сделанных на территории культурного кластера археологических находок. Зато архитектор и его соратники красочно и ярко описали задумку и все преимущества спроектированного объекта. По их задумке здание, напоминающее чайку или корабль, должно символизировать «движение в будущее».

ВОЛЬФ-ДИТТЕР ПРИКС, архитектор австрийского бюро «CoopHimmelb(l)au»: «Вход в музей устремляется вверх по эскалатору, к выставочным залам. Здесь же будут находиться кассы и различные сувенирные лавки».

МАРКУС ПРОССНИГГ, архитектор австрийского бюро «CoopHimmelb(l)au»: «Создаётся очень эффективная траектория циркуляции потоков посетителей, потоков движения, которая позволяет очень удобно исследовать те или иные пространства. В стилобатной части у нас также есть некоторые функции общественные. В основном соединяются они с помощью вертикальных коммуникаций».

Однако севастопольских членов архитектурно-художественного совета больше волновали не «циркуляции» и «коммуникации», а вполне конкретные габариты представленного объекта. К примеру, согласно документации, пик памятника Солдату и Матросу лишь на 3 метра возвышается над зданием музея.

ЮРИЙ ПАДАЛКА, председатель Севастопольского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры: «Существует ли в архитектурной школе Австрии или мировой школе понимание того, что архитектурный объект должен как-то соотноситься с тем окружением, которое вокруг него расположено. С историей этого места и его культурой?»

Однако, по мнению австрийского эксперта, облик города должен «эволюционировать» на не задерживаться в конкретной эпохе.

ВОЛЬФ-ДИТТЕР ПРИКС, архитектор австрийского бюро «CoopHimmelb(l)au»: «Я действительно не понимаю вашего вопроса. Нельзя повторять историческую архитектуру в будущем. У каждого города есть эволюция. Возьмите тот же Рим. От римской культуры они перешли к готике, затем к барокко, классицизму. И эти перемены будут всегда. Этим и должны заниматься архитекторы».

Вопросы севастопольцев вызвало и то, что предполагаемый музей славы нашего города трансформировался в открытое выставочное пространство, где первоначальной цели отведён лишь один зал, а также транспортная доступность крупных культурных объектов, разделённых узкой улочкой. Однако главная проблема, по мнению экспертов, – концепция здания, которая никоем образом не вписывается в исторический облик Белокаменного.

СЕРГЕЙ КОМАРОВ, председатель Союза архитекторов Севастополя: «Здесь что получается? На мой взгляд, убили масштаб мыса Хрустального. Когда вы говорите, что там высота театра на три метра ниже «Штыка и Паруса» – зачем так говорить? Мы же все тут архитекторы, всё понимаем. А это ворота в город. И второе – это символ города. Он на всех открытках. Второе: обесценена композиция мемориала. Вы представьте себе: поставить такой комплекс на заднем плане «Родины Матери» в Волгограде. Это же немыслимо. А у нас мыслимо почему-то».

ВЯЧЕСЛАВ ГОРЕЛОВ, депутат Законодательного собрания Севастополя: «Я совсем не понимаю, почему мы здесь сегодня собрались. Я не понимаю, потому что всё уже решено. Напротив сидят люди, которым всё это не интересно – наше мнение. Мы стали заложниками абсолютно нарушенной процедуры. С самого начала. В 2018 году (это не упрёк, Михаил Владимирович, а по сути так) севастопольцы абсолютно чётко, однозначно, понятно сказали – мы вот этого на мысе Хрустальном видеть не хотим. Департамент архитектуры взял и подписал проект планировки. Более того, севастопольцы выступили против строительства жилья – начали строить дом на 500 квартир. Севастопольцы выступали против этого проекта – начали реализовывать именно этот проект».

Во время встречи не раз звучала мысль о том, что Севастополю необходимо сохранить свой классический стиль, а включение в него столь футуристичных строений навсегда изменит облик береговой линии города-героя, над которой возвышаются его главные символы-монументы.

ВЯЧЕСЛАВ ГОРЕЛОВ, депутат Законодательного собрания Севастополя: «Наши символы севастопольские: «Штык и Парус», Памятник Матросу и Солдату, по сути дела, превратились в садово-парковые скульптуры. Потому что те монстрообразные сооружения, которые скоро появятся, они давят, они по сути дела их замазывают и разрушают весь тот облик мыса Хрустального, к которому мы привыкли».

Больше вопросов, чем ответов оставила и встреча Вольфа Прикса со студентами Севастопольского государственного университета, состоявшаяся на следующий день. После пространных рассуждений о том, в чем заключается предназначение архитектора, фотосессий и личных воспоминаний журналистам «НТС» всё-таки удалось задать несколько конкретных вопросов заграничному мэтру, на которые, впрочем, он отвечать не спешил.

ВОЛЬФ-ДИТТЕР ПРИКС, архитектор австрийского бюро «Coop Himmelb(l)au»:

«- Если переходить к вопросам, которые обсуждались вчера. Всё-таки хотелось уточнить. Мы говорили про представленный проект. Кто конкретно был заказчиком, кто к вам обратился? И сколько стоила эта разработка?

- No answer. Никакого ответа».

Без ответа остался и вопрос о том, как стеклянный комплекс будет коррелировать с «Залом славы Севастополя».

ВОЛЬФ-ДИТТЕР ПРИКС, архитектор австрийского бюро «Coop Himmelb(l)au»: «Лучше всего задайте этот вопрос директору музея. Он ведь стоит прямо рядом со мной».

ВИТАЛИЙ ЗОТОВ, директор Российской государственной художественной галереи: «Большая часть выставочного пространства будет посвящена истории Севастополя за последние 240 лет. Мы постараемся очень ярко и запоминающееся подчеркнуть, что Севастополь не просто так называют героической и патриотической столицей России».

Однако отметим, что Вольф Прикс – не единственный гость, от которого севастопольцы не смогли добиться более или менее внятных ответов на вопросы, касающиеся культурного кластера. Монументальную стройку неоднократно посещали первые лица страны. К примеру, 9 августа здесь побывала министр культуры России Ольга Любимова. Что характерно, на эту встречу местные СМИ просто не были приглашены, а, значит, оказались лишены возможности спросить о будущем этой территории.

Так и не получив исчерпывающих ответов на свои многочисленные вопросы севастопольские архитекторы написали коллективное письмо председателю Правительства России Михаилу Мишустину и министру обороны Сергею Шойгу. В документе эксперты выразили свои опасения по поводу того, что одно из знаковых мест города-героя застраивается монструозными зданиями, которые навсегда изменят облик Севастополя.

СЕРГЕЙ КОМАРОВ, председатель Союза архитекторов Севастополя: «Городское кольцо города имеет свой стиль. Его называют севастопольским, сталинским. Это стиль, который сформировался по масштабу рельефа, значений Севастополя. И это входит в границы исторического поселения, куда и мыс Хрустальный входит, где чётко прописано, какой высоты должны быть здания, какой трассировки улицы должны быть (что частично нарушено на Большом Морской). То есть весь центр города сформулирован, а в этом проекте полностью всё рубится».

Подписанты документа согласны с тем, что культурный кластер городу нужен, однако с местом его расположения категорически не согласны.

НАТАЛЬЯ МИЛЬЧАКОВА, сопредседатель Севастопольского отделения Общероссийского народного фронта: «Такое нагромождение зданий, транспортных развязок фактически в зелёной зоне, зоне, которая открывала бы парадный фасад Севастополя, уже говорить не приходится, потому что рядом со зданием будет обрыв и даже планируется пляжная зона. Тогда что же будет украшать этот участок берега, в общем-то один оставшийся из центральных свободных в Севастополе».

По мнению севастопольских экспертов, необычные современные здания более уместны в отдалённых районах города, где бы способствовали развитию инфраструктуры периферии.

НАТАЛЬЯ МИЛЬЧАКОВА, сопредседатель Севастопольского отделения Общероссийского народного фронта: «Из-за того, что эти дома и планировочные сооружения на этом небольшом участке будут достаточно хаотично размещены, мы теряем прежде всего видовую привлекательность центра города (особенно со стороны моря, по моему мнению). Давайте хотя бы сохраним эту зону не только в архитектурном плане, но и так, как это было в концепции генерального плана – открытое зелёное парковое пространство. Думаю, что ещё есть время принять правильное решение».

В своём письме члены Союза архитекторов призвали Правительство России остановить строительство культурного кластера, пока его возведение не изменило любимый многими севастопольцами исторический облик родного города.

СЕРГЕЙ КОМАРОВ, председатель Союза архитекторов Севастополя: «Надо сейчас прежде всего остановить эту стройку. Потом надо сесть за круглый стол умным людям и посмотреть, что нужно сделать, какие-то фундаменты, может быть, использовать. Что пропало невозвратно так это очень много археологических артефактов из истории Севастополя. Что-то осталось, надо сохранять. Что-то, может, убрать, что-то приспособить, но только это уродство оставить нельзя».

Отметим, однако, что на территории так называемого культурного кластера должны расположиться не только монументальные сооружения для танцоров и вокалистов, но и долгожданный многими севастопольцами мемориальный комплекс защитникам города-героя 1941-1942 годов. Его создание обещали с 2017 года, однако первым на мысе Хрустальном вырос жилой дом для сотрудников Академии и Театра, затем началось обсуждение внешнего облика самих монументальных культурных сооружений, а вот о парке и мемориале на какое-то время как будто забыли.

СЕРГЕЙ РЫБАК, председатель совета Дома ветеранов: «4 года идёт борьба за то, чтобы его построить. В 2018 году, в марте на Сапун-Горе Президент сказал, что даст указание в 2018 году спроектировать, деньги выделит. В 2019 году строительство и к декабрю 2019 вы получите свой музей на мысе Хрустальном».

Тем не менее, в конце февраля губернатор Севастополя Михаил Развожаев заверил ветеранов, что проект возведения мемориального комплекса не забыт.

МИХАИЛ РАЗВОЖАЕВ, губернатор Севастополя: «Я просто хотел вас заверить, что от этого проекта никто ни в коем случае никто не отказался. Деньги на реализацию будут выделены в рамках фонда «культурное наследие», который реализует проект. Место размещения пантеона Славы, музея обороны – оно остаётся прежним. Это территория мыса Хрустальный, если смотреть с морского фасада, то это слева от памятника Солдату и Матросу». 

Спустя более полугода конкурс на разработку архитектурного облика будущего мемориала Защитникам Севастополя всё-таки был объявлен. Такое решение было принято на заседании городского Правительства 1 ноября.

МИХАИЛ РАЗВОЖАЕВ, губернатор Севастополя: «Как вы знаете, неоднократно было много по поводу этого различных опросов и у ветеранского сообщества, были разные инсинуации по поводу того, что проект реализован не будет. Он реализован будет. и как мы договаривались с ветеранами и представителями общественных организаций, прежде чем приступить к проектированию, мы проведём конкурс открытый на разработку концепции архитектурного облика Мемориального комплекса».

Подвести итоги этого конкурса должны уже в феврале 2022-го, а для утверждения окончательного облика Пантеона Славы пообещали привлечь профессиональных проектировщиков и представителей общественности.

Однако объявление этого конкурса стало поводом к очередному обращению Союза архитекторов Севастополя о приостановке масштабной стройки на мысе Хрустальном. Городские специалисты отметили, что программа конкурса должна быть разработана с учётом поручения Президента России Владимира Путина, данного в 2017 году, по созданию на этом месте парка с Мемориалом. При этом архитекторы настаивали на том, чтобы учесть исторические особенности и уже сложившиеся учреждения на мысе Хрустальном, а также устранить монструозные сооружения, которые с пугающей скоростью растут на одной из знаковых площадок Севастополя.

Однако масштабное строительство продолжается. Тем не менее, во время своего визита в Севастополь в День Народного единства Президент России Владимир Путин обратил особое внимание на то, что мыс Хрустальный не должен быть застроен многоэтажками.

«Чтобы действительно сделать это именно для людей, нужно, чтобы парковая зона была побольше и не нужно заниматься многоэтажным жилым строительством. Здесь просто нужно сделать место отдыха для севастопольцев и вообще для людей, которые сюда приезжают. Эти различные планы жилищного строительства можно осуществить и в другом месте».

Эту же тему глава государства затронул в ходе рабочей встречи с губернатором Севастополя Михаилом Развожаевым. Руководитель региона отметил, что фонд «Национальное культурное наследие» планировал построить на прилегающей к культурному кластеру территории «один или два» жилых дома для сотрудников учреждений. Напомним, такое здание начали возводить самым первым, чтобы якобы обеспечить жильём сотрудников ещё не существующих Театра и Академии. При этом ещё в 2017 году Владимир Путин поручил в первую очередь обустроить между бухтами Карантинной и Артиллерийской именно городской парк с Мемориальным комплексом. Необходимость обеспечить танцоров и вокалистов жильём возникла уже после, когда проект парка трансформировался в культурный кластер. Но вряд ли, отдавая своё поручение о создании мемориального парка, Президент имел ввиду, чтобы жилые дома появились именно в шаговой доступности от мыса Хрустального. Тем более – если зданий планировалось несколько. Это ещё раз показывает, насколько вольно иногда трактуются на местах поручения главы государства.

МИХАИЛ РАЗВОЖАЕВ, губернатор Севастополя: «Я с Вами абсолютно согласен, что мы можем найти площадку где-то в другом месте в городе, всё-таки в современном мире с нормальным, отлаженным общественным транспортом можно добираться, а максимальное количество площадей, которые на [мысе] Хрустальном есть, действительно использовать для общественного пространства. Именно так мы и поступим, как Вы сегодня поручили».

Тем не менее, буквально за несколько дней до Нового года в непосредственной близости от кластера на строительном заборе напротив памятника Солдату и Матросу севастопольцы обнаружили информационный щит со сведениями о возведении многоквартирного жилого дома. Об этом сообщил председатель Севастопольского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Юрий Падалка. Возможно, этот щит относится к уже практически достроенному «общежитию» для сотрудников учреждений культуры, но общественники не исключают, что это предвестник возведения очередной многоэтажки с видом на море.

Примечательно, что именно это скандальное «общежитие» стало первым объектом, который показали севастопольским журналистам во время экскурсии по стройплощадке кластера в начале декабря.

КОНСТАНТИН ХОМЯКОВ, генеральный директор АО «Арго»: «На сегодняшний день мы заканчиваем монолитные работы. На второй секции мы заканчиваем в декабре, на первой мы закончим в январе следующего года. Затем перейдём к устройству кровли, которую мы закончим в марте 2022 года. Ведутся работы внутри здания, делаем устройство внутренних перегородок и штукатурные работы, черновую отделку, выполняем электромонтажные работы и энергосети».

По соседству с общежитием с видом на море уже начали возводить музейный комплекс Российской государственной художественной галереи, ощутимая часть которого, согласно проекту, будет отдана под кафе-ресторан. И если гастрономические планы этого культурного заведения вполне известны, то приоритетные направления художественной работы пока остаются в секрете.

ВИТАЛИЙ ЗОТОВ, директор Российской государственной художественной галереи: «Я пока не буду говорить, потому что у нас все документы до конца не оформлены. Это, в первую очередь, русские и советские живописцы, которые одни из самых ценных на мировом арт-рынке. Планируется очень большая коллекция. Это также русские живописцы, которые мигрировали в Европу и известны как крупнейшие европейские художники».

Ещё меньше конкретики удалось узнать о судьбе археологических находок, сделанных на территории культурного кластера, в числе которых форт «Меньшиков» – 7-й бастион времён второй половины XIX века.

АРТЁМ КРЕЧИН, заместитель директора ООО «Археология Крыма»: «Смотря что выявим. Если это какие-то объекты архитектуры – здесь коллегиальное решение должно быть. Если это какие-то объекты материальной культуры – керамика, монеты и тому подобное – всё это пойдёт в музей. Спасение заключается в том, что археологи исследуют и фиксируют это в научном плане. А физическое сохранение лежит не на плечах исследователей».

Основные же силы строителей культурного кластера были брошены на Театр оперы и балета. Добиться высоких темпов возведения восьмиэтажного бетонного монстра удалось благодаря «работе на опережение»: как мы отмечали ранее, обустройство котлована и фундамента здания началось задолго до утверждения проекта и получения разрешений. По задумке архитекторов, здание на два зрительных зала должно стать центром «притяжения культурной элиты нашей страны», однако сами севастопольцы неоднократно заявляли о том, что оно может непоправимо исказить морской фасад города-героя. Впрочем, как и Академия хореографии, по поводу которой застройщики полны радужных планов.

КИРИЛЛ МОСКАЛЁВ, проректор по развитию Академии хореографии Севастополя: «Мы на следующий год надеемся, что достроят нам здание, и мы перейдем в его владения, где будем обучать наших воспитанников. Со следующего года мы запускаем программу среднего профессионального образования, где дети после начальной школы будут поступать к нам и учиться в полностью интегрированной школе».

Так или иначе многим севастопольцам уже очевиден тот факт, что строительство культурного кластера на мысе Хрустальном повлечёт за собой сразу несколько градостроительных проблем. И это не только уничтоженный исторический облик города, но и транспортный коллапс, который неминуемо возникнет на пересечении нескольких узких улочек на этой территории. К слову, этот факт признали даже чиновники, что следует из письма вице-губернатора Алексея Парикин, полученного севастопольцами в июле минувшего года. В нём говорится о том, что перераспределить транспортные потоки, возникшие из-за «интенсивной застройкой мыса Хрустального объектами социального значения», должен тоннель, который соединит улицы Пожарова и Генерала Петрова. Идея тоннеля возникла ещё в 2008 году, но так и не была реализована. На данный же момент для его постройки Правительству города придётся взять инфраструктурный кредит на 3,5 миллиарда рублей. Получается, чтобы решить проблемы, возникшие из-за постройки масштабного и дорогостоящего культурного кластера, придётся тратить больше денег.

ВЯЧЕСЛАВ ГОРЕЛОВ, депутат Законодательного собрания Севастополя: «Я абсолютно убеждён в том, что это была гигантская градостроительная ошибка. Не только потому, что уничтожено последнее место в центре города, которое можно было бы использовать под городской парк, протяжённую набережную – о чём мы говорили неоднократно… Эта проблема заключается ещё и в том, что там усугубилась транспортная доступность. То есть: как вывозить оттуда людей и как их привозить туда, на мероприятия, на концерты, которые там будут, на представления в оперном театре, если он окончательно там будет построен? Это очень большая проблема».

Чтобы создание такого масштабного объекта не осложняло жизнь севастопольцев, нужно перекроить весь район: снести существующие дома, положить новые широкие дороги, изменить всю существующую инфраструктуру. Однако об этом в погоне за опережением графиков, кажется, никто не думает.

Таковы итоги строительства культурного кластера на мысе Хрустальном. Впрочем, возведение этого масштабного объекта ещё не завершено, а, значит, надежда на то, что здравый смысл всё-таки возьмёт верх, ещё есть. Телеканал «НТС» продолжит следить за «стройкой века» и в наступившем 2022 году.


2022-01-05T15:30:00
Итоги 2021 года: строительство культурного кластера на мысе Хрустальном
Итоги 2021 года: строительство культурного кластера на мысе Хрустальном
Комментарии
Для того чтобы оставить комментарий, вам необходимо войти через одну из социальных сетей:
Или войдите, используя e-mail:
Другие материалы об этом
Во главе Героической обороны: 120-летний юбилей Петра Моргунова
25.01.2022, 19:13
Руководитель береговой обороны главной базы ЧФ, он отдал почти 3 десятка лет своей жизни нашему городу, разделил с Севастополем самые трагические месяцы его истории – с осени 1941 по лето 1942 года
В Ялте снова под угрозой сноса дореволюционная усадьба
25.01.2022, 18:14
История борьбы за это историческое здание началось ещё в феврале 2021 года
Вакцинация детей от COVID-19 стартовала в Севастополе
25.01.2022, 18:03
Первую прививку «Спутник М» дети в возрасте от 12 до 17 лет могут получить в поликлиниках четвёртой и девятой городских больниц, а также в детской поликлинике на Юмашева
Севастопольцы с улицы Ерошенко ждут окончания ремонта двора и уборки мусора
25.01.2022, 15:40
Рабочие обновили дорожное полотно и установили новые бордюры, однако оставили после себя кучи строительного мусора
Сколько севастопольцев покупает акции российских и зарубежных компаний?
25.01.2022, 15:08
Каким компаниям люди доверяют свои деньги?
Ответственный за скандальный ремонт парапетов у кинотеатра «Победа» не явился в суд
25.01.2022, 14:12
В севастопольском арбитраже он должен был выступить в качестве ответчика перед фактическим исполнителем работ – компанией «Стройальянс»