«Черновики истории» – газеты, новости, сводки с фронта. Какими в них представлены самые тяжёлые 250 дней жизни Севастополя – 8 месяцев Второй Героической обороны? О том, как вся страна со страниц газет следила за борьбой Города-Героя, как воспели подвиг его защитников отечественные мастера слова и о том, как дань уважения Севастополю отдали зарубежные журналисты, рассказала заведующая сектором Великой Отечественной войны Музея обороны Ирина Агишева.
«…Борьба защитников Севастополя является образцом героизма…». «…Великий город Черноморского флота, уничтоженный немцами, но не сдавшийся». «…Возвышался над противником, как меч…». «…Стал синонимом безграничного мужества…». «Никто затмить его славы… не сможет…». «Это наше знамя – Севастополь!». «…Слава России…». Это лишь немногие из оборотов, которые использовала советская и зарубежная пресса, рассказывая о Второй Героической обороне Севастополя и его освобождении от фашистов. Слава Белокаменного города, стоящего над Чёрным морем, прогремела в те годы по всему Земному шару. Свидетели тому – «черновики истории» – тексты газет.
ИРИНА АГИШЕВА, заведующая сектором Великой Отечественной войны Музея обороны Севастополя: «Если даже начнём просто со сводок Совинформбюро, то в 1941-1942 «на Севастопольском фронте» в сводках эта фраза присутствовала всё время. И я специально отложила несколько газет, центральных газет за период обороны Севастополя, в которых о наших событиях на севастопольском участке фронта писалось. Это, как я сказала, и центральные газеты «Правда», «Известия», «Комсомольская правда», «Красный флот», так и газеты Приморской армии».
Регулярно выходили и большие статьи, посвящённые ходу Севастопольской обороны. Одна из них – авторства Ильи Эренбурга – вышла в газете «Красная звезда» 30 июня 1942 года.
ИРИНА АГИШЕВА, заведующая сектором Великой Отечественной войны Музея обороны Севастополя: «Вот он пишет просто потрясающе. «Вопрос трёх дней, может быть, одной недели…», - писали немцы в начале боёв за Севастополь. «15 июня мы будем пить шампанское на Графской набережной». Они знали, сколько у них самолётов, они знали, как трудно защищать город, отрезанный от всех дорог. Они забывали об одном: Севастополь не просто город, Севастополь – это слава России и это гордость Советского Союза». Вот что было написано Ильёй Эренбургом в, можно сказать, последний день обороны Севастополя».
За ходом обороны Севастополя следила вся наша огромная страна. Материалы выпускались не только в центральных, но и местных печатных СМИ. Так, сводки с севастопольского участка фронта публиковались в газете, выпускавшейся в Ульяновской области. Есть в архивах Музея обороны материалы о нашем городе, вышедшие в газете «Социалистическая Караганда». Писали и о героях-защитниках. В июле 1942 года в газете «Правда» вышла статья Александра Хамадана «Смерть Нины Ониловой».
ИРИНА АГИШЕВА, заведующая сектором Великой Отечественной войны Музея обороны Севастополя: «Но не только в газетах, которые издавались на русском языке, писалось о Севастополе. Вот перед нами газета Совета Дигорского органа Горского органа РК ВКПБ и районного совета депутатов трудящихся. Она пишет о том, что их земляк Кесаев, капитан-лейтенант Кесаев Астан Николаевич стал Героем Советского Союза. Пусть это газета 44-го года, но, тем не менее, она рассказывает о том, что происходило в Севастополе и в период обороны».
4 июля 1942 года практически все газеты публикуют сообщение «Совинформбюро» о том, что наши войска оставили Севастополь. Именно в этом тексте впервые официально говорится о той роли, которую сыграл Город-Герой в ходе Великой Отечественной и всей Второй Мировой войны.
ИРИНА АГИШЕВА, заведующая сектором Великой Отечественной войны Музея обороны Севастополя: «Вот что сказано в этом сообщении. «Военное и политическое значение севастопольской обороны в Отечественной войне советского народа огромно. Сковывая большое количество немецко-румынских войск, защитники города спутали и расстроили планы немецкого командования. Железная стойкость севастопольцев явилась одной из важнейших причин, сорвавших пресловутое «весеннее наступление» немцев. Гитлеровцы проиграли во времени, в темпах, понесли огромные потери людьми». И вот это, как я уже сказала, это сообщение было опубликовано не только в центральных газетах».
Стоит отметить ещё и то, что ряд материалов, вышедших после окончания Второй обороны, были проникнуты не отчаянием от оставления Черноморской крепости, от которой гитлеровцам, по сути, остались одни руины, а верой в неминуемую Победу. Эту веру вселял подвиг защитников Севастополя, которые не просто в течение 8 месяцев сдерживали многократно превышающие силы врага, а сорвали блицкриг, не дали гитлеровцам высадиться на Кавказ и заполучить столь необходимую нефть, препятствовали воздушному и морскому сообщению немцев. «Такое поражение вполне стоит победы…», – писал в своей заметке «Севастопольцы» Сергей Сергеев-Ценский.
ИРИНА АГИШЕВА, заведующая сектором Великой Отечественной войны Музея обороны Севастополя: «Вы знаете, что практически всю свою сознательную жизнь Сергеев-Ценский прожил в Крыму. И он знал, что такое Крым и в нём Севастополь. И вот что было написано в этой заметке: «Стоять, как севастопольцы! Упорно работать, как севастопольцы! Любить Родину, как севастопольцы! – вот лозунг для тех, кто куёт победу. Она несомненна, эта победа; мы добьемся её, – порукой тому Севастополь». Вот как писали и писалось в первые дни оставления Севастополя о нашем городе».
Живо отозвалась на окончание обороны и зарубежная пресса. Тогда союзники отмечали силу и мужество защитников Севастополя, до самого последнего дня противостоявших фашистам.
ИРИНА АГИШЕВА, заведующая сектором Великой Отечественной войны Музея обороны Севастополя: «И вот очень интересное высказывание здесь английской газеты «Times», которая говорила: «Мы отдаём должное блестящему вкладу в общее дело, сделанному Севастополем. Он долгое время возвышался над противником как меч, острие которого было направлено именно в самую гущу противника. Его оборона безжалостно смешала германские планы. Он стал синонимом безграничного мужества. Немцы дорого заплатили за Севастополь людьми и временем. Эти потери невосполнимы».
В свою очередь газета «Ивнинг стандарт» писала, что в ходе этой войны многие города прославились своей героической обороной. Но все они, стяжав себе славу, сегодня отдают должное Севастополю, осаждавшемуся в течение продолжительного времени. Защитники Севастополя отстаивали каждый кусочек дымящихся развалин. Таков Севастополь, и ничто не затмит его славы, завоеванной в борьбе человека за свое достоинство.
ИРИНА АГИШЕВА, заведующая сектором Великой Отечественной войны Музея обороны Севастополя: «Так вот, турецкая газета 2 июля 1942-го писала: «Всё имеет свои пределы, в том числе и человеческие возможности. Этот предел защитники Севастополя подняли до небывалой высоты. Бельгия не устояла пяти дней, Голландия – четырёх, огромная Франция была разгромлена за 16 дней, а небольшая группа русских войск в Севастополе продолжала оказывать сопротивление в течение долгих месяцев. Мы должны открыто заявить, что борьба защитников Севастополя является образцом героизма. История знает много примеров самоотверженной обороны, но ничто нельзя сравнить с обороной Севастополя».
Город-Герой – так мы уже привычно называем Севастополь, полагая, что это почётное звание было присвоено в 1965 году, когда Указом Президиума Верховного Совета СССР городу были вручены орден Ленина и медаль Золотая Звезда. Однако на столе у Ирины Юрьевны Агишевой газеты 1942 года выпуска, в которых Белокаменный уже гордо именуют Городом-Героем.
ИРИНА АГИШЕВА, заведующая сектором Великой Отечественной войны Музея обороны Севастополя: «А официально Городом-Героем Севастополь был назван в Первомайском приказе Верховного Главнокомандующего от 1945 года №20. Вот в газете. Кто у нас – «Красное знамя»? Это Владивостокская газета, но она у нас есть – «Красное знамя». Опубликован этот приказ, и в последних строках этого приказа сказано: «дать салют в городах-героях Ленинград, Сталинград, Севастополь, Одесса. То есть это официальный документ, в котором впервые эти города названы городами-героями за бои по обороне городов».
Севастополем и его защитниками восхищались, вдохновлялись, ставили их в пример, хотя не до конца понимали. Так, английский журналист Александр Верт писал, что навсегда загадкой войны останется вопрос: почему немцы, имея абсолютное превосходство в силах, не могли взять Севастополь 250 дней и почему русские взяли его за пять?
ИРИНА АГИШЕВА, заведующая сектором Великой Отечественной войны Музея обороны Севастополя: «Действительно, это, ну, просто было не совсем понятно для тех, кто не знал, что такое дух наших людей. Ведь это действительно дух мог так вести за собой при отсутствии должного количества боеприпасов, техники. Только и рассчитано это было на мужество и героизм людей, которые прекрасно знали, за что они воевали».
Екатерина Костенникова, Дмитрий Фомин, «Севинформбюро»