Какой была Артиллерийская бухта в 1914-м году? Сейчас мы можем узнать это только по старым фотографиям, книгам, дневникам и воспоминаниям очевидцев. А еще на довоенную Артбухту можно взглянуть при помощи 3D-реконструкции. Авторы некоммерческого исторического проекта «Севастополь_3D_История» закончили работу над четвертой по счету 3D-визуализацией архитектуры, быта и жизни довоенного Севастополя. Какой предстала Артиллерийская бухта перед глазами современного зрителя – в нашем следующем сюжете.
Все началось с коллекционирования старых, дореволюционных фотографий Севастополя. Продюсер проекта «Севастополь_3D_История» Денис Штукатуров рассказывает, что сначала несколько лет организовывал фотовыставки «Севастопольская ретропроекция», а потом его познакомили со вторым основателем и идейным вдохновителем «3D_Истории» - Данилой Логиновым, который сейчас живет и работает в Сербии.
«Вот я предложил – давай один дом, второй дом, попробуем улицу построить. Поскольку это 3D-модель, то, соответственно, появляется возможность пролета камеры. И появились первые ролики, может, не очень удачные и умелые, но они были сделаны от души. На одной из выставок «Севастопольская ретропроекция» был показан один из первых сырых роликов, пролет от площади Лазарева до площади Нахимова», – рассказал продюсер проекта «Севастополь_3D_История» Денис Штукатуров.
Так появились первые дома и первые улицы дореволюционного Севастополя – нынешние площади Лазарева и Нахимова, проспект Нахимова и набережная Корнилова, новогодний Севастополь 1-го января 1916-го года. Последний ролик – «Артиллерийская бухта» получился самым масштабным. В его создании участвовало много людей – кто-то помог финансово, а кто-то предоставлял документы и фотографии, делился воспоминаниями и личными наблюдениями. В течение 14-ти минут зритель погружается в атмосферу «непарадного» Севастополя.
«Та часть города была ближе к окраине, поскольку там были хуторы, и город заканчивался уже практически на Восставших. В принципе вся эта часть города – крепостной вал, Крепостная улица, старые оборонительные стены – все, дальше уже начинались хуторы и одноэтажные домики. Эта часть Артбухты – это был торговый порт, базарная площадь, там протекала бойкая жизнь города интересная», – поделился Денис Штукатуров.
Работа над этой визуализацией оказалась и самой трудоемкой – графика здесь более совершенная, персонажи продуманные, и звуковое сопровождение в духе 1914-го – крики чаек, шум прибоя, звук корабельной рынды и трамвая, и конечно же, музыка духовых оркестров. Несмотря на то, что фото-материала по этой части города сохранилось немного, и построек, доживших до наших дней, кроме здания ГУМа практически нет.
«Нам самим это очень-очень интересно. Мы гордимся городом этим, и хотелось бы показать его как можно больше, каким он был раньше. Потому что таким мы уже его не увидим никогда и хотелось бы помимо фотографий, книг, военной истории, хотелось показать, каким он был в неразрушенном виде, каким он создавался людьми, которых уже нет давно», – признался Денис Штукатуров.
В планах авторов проекта «Севастополь_3D_История» - доделать 3D-реконструкцию Матросского бульвара и городского холма, Екатерининской улицы вплоть до площади Ушакова. Сейчас Денис Штукатуров выступает с визуализациями перед школьниками – в рамках курса «Севастополеведение». А в будущем надеется создать целое краеведческое 3D-приложение для смартфонов, которое позволило бы каждому туристу, находясь в историческом центре города, при помощи планшета путешествовать во времени.
Надежда Староверова, Анатолий Паньков, «Севинформбюро»