Севастопольскому художественному музею исполнилось 90 лет. 6 ноября 1927 года городская газета «Маяк Коммуны» в статье «Подарки Октябрю» сообщила: «Сегодня мы открываем холодильник, рабочий городок, картинную галерею…». Многое за эти 90 лет пришлось пережить собранию произведений искусства и тем людям, которые его хранили: и богатое пополнение за счет государственных средств, и скитания в ходе эвакуации в годы Великой Отечественной войны, и временное 10-летнее пребывание в Симферополе.
О том, что городу – базе Черноморского флота – нужна картинная галерея, заговорили еще в 1924-м году. На общекрымской конференции музейных работников, которая проходила в Херсонесе, было принято решение – направить обращение в Москву с просьбой подобрать произведения искусства для будущей галереи. Они непременно должны были быть высокого качества и связаны с Крымом и Севастополем. Уже в следующем году пришла первая передача из Москвы – 92 живописных произведения.
«В основу коллекции легла национализация частных коллекций, которые находились здесь, у нас, по Южному берегу Крыма – во дворцах, в особняках, в имениях. Это картины из коллекции Барятинских, которые здесь находились в «Сельбиляре». Это также картины из Демидовской коллекции, особенно мне хотелось бы выделить коллекцию Романовых, которая находилась в Ливадийском дворце», – рассказала старший научный сотрудник Севастопольского художественного музея им. М.П. Крошицкого Марина Собчинская.
Несколько лет из-за отсутствия подходящего помещения севастопольская коллекция находилась в других музеях Крыма, по большей части – в Ялтинском. И в 1927-м году Ялтинский музей переезжает в Севастополь. Первым директором галереи был назначен Анатолий Григорьевич Коренев – художник, реставратор, человек с огромным музейным опытом. Надежным помощником директора во всех музейных делах стал принятый Кореневым на единственную штатную должность научного сотрудника севастопольский художник, 33-летний Михаил Крошицкий.
«Он не просто был художником, он был еще и патриотом Севастополя. И, наверное, одна из самых легендарных, патриотических, искренних и драматичных историй связана с его деятельностью», – подчеркнула заместитель директора по научной работе Людмила Смирнова.
Ведь именно Михаил Павлович станет инициатором эвакуации собрания галереи с первых дней Великой Отечественной войны. Именно он будет сопровождать коллекцию на всем долгом пути через Грузию, все республики Средней Азии, в Томск, а затем – в победном 45-м привезет ее обратно в Крым.
«Насколько трепетно и хорошо надо было это все упаковывать, если представить еще, что город в огне, чтобы их потом больше года с перегрузками… 43 перегрузки через 2 моря – это очень и очень сложно.
Он же фактически ехал с мыслью, что его семья погибла в Севастополе. В 43-м году, написав письмо сестре Нины Ивановны в Воронеж, он уже получил известие совершенно неожиданное от Нины Ивановны, что они с Оксаной находятся в Воронеже, а мама Михаила Павловича с крошечным сыном, к сожалению, погибли в осажденном городе», – рассказала Наталия Бендюкова, заместитель директора по научно-экспозиционной выставочной работе Севастопольского художественного музея.
Михаил Павлович Крошицкий, будучи хранителем собрания в Симферополе в течение десяти послевоенных лет не устает повторять: «Галерея должна принадлежать Севастополю».
13 апреля 1958 года, в День художника, состоялось торжественное открытие в новом здании на проспекте Павла Степановича Нахимова, 9. Бывший купеческий дом постройки конца XIX века после войны был восстановлен в числе первых. С тех пор практически на 60 лет он стал домом Севастопольского художественного музея.
«Мы с радостью при любой возможности стараемся показать то, что спрятано. К сожалению, не так получается часто похвастаться, но похвастаться есть чем. Это и безумное количество графики. Ведь у нас показана в постоянной экспозиции только одна 300-ятого, что могло бы быть показано. Это цифра, которую мы называем всем нашим экскурсантам, может быть, ее уже можно обновить», – рассказала старший научный сотрудник Виктория Данилюк.
К своему 90-летию музей подошел с новыми мечтами, новыми планами и надеждами. После приезда в Севастополь Президента России Владимира Путина впервые в современной истории заговорили о капитальной реконструкции всего здания музея. На время ремонта всю коллекцию музея придется упаковать и перевезти (впервые почти за 60 лет), однако руководство не планирует закрывать постоянную экспозицию – для нее сейчас ищут помещение. Переедет из здания и детская музыкальная школа – для нее строится новое на проспекте Генерала Острякова. Начать работы по масштабной реконструкции планируют в 2018-м году, а через полтора-два года полностью ее закончить.
Надежда Староверова, Дмитрий Фомин, «Севинформбюро»