Годовая инфляция в Севастополе увеличилась до 6,5%. Такие данные приводит Южное главное управление Банка России, ссылаясь на Росстат. Это самый высокий показатель инфляции по всему Южному федеральному округу. В Республике Крым, к примеру — 6,3%, а там, где Крымский мост заканчивается, — около 4,6%. Более высокая инфляция в недавно присоединившемся регионе связана с логистическими особенностями, рассказывают крымчанам. И кстати, по прогнозу Банка России, инфляция может повыситься в ближайшие месяцы.
В каком смысле — «особый»?
Это пройдёт, подождите ещё немного, вы умеете терпеть, Крым — особый регион, говорят жителям полуострова. Прилагательное «особый» перестаёт быть любезностью и щекотать корону крымчан и севастопольцев, когда понимаешь, что это и не комплимент, а эвфемизм. Потому что особыми называют ещё и людей с нарушениями развития. Людей, которым нужно помочь начать твёрдо стоять на ногах и обрести свои опоры. И если смириться с диагнозом, можно подобрать правильное лечение для всех сфер: инфраструктуры, социальной жизни, экономики.
Как помог с ценами Крымский мост?
Цены на полуострове, например, мог бы вылечить и стабилизировать мост — новая транспортная артерия, соединяющая нас с материком. Пассажирские автобусы и легковой транспорт едут с двух берегов Керченского пролива с 16 мая 2018 года. Обрадованные крымчане начали самостоятельно кататься на Кубань за картошкой, пока дожидались, когда движение по мосту откроют для грузовиков. Поток крупногабаритного и тяжёлого транспорта курсирует уже полгода, с 1 октября. Продукты и стройматерилы на полуостров и обратно повезли фуры — компаниям больше не нужно дополнительно платить за паром. Транспортного сообщения ждали как манны небесной не только туристы, но и местный бизнес, для которого чрезвычайно важен прямой выход на материк. Однако вау-эффекта жители полуострова так и не почувствовали. Стомость продуктов в местных магазинах, по данным Крымстата и Краснодарстата, по-прежнему остаётся выше, чем в соседнем регионе.
Но мост — не панацея. К примеру, пропускная способность морского пути — 10 тысяч автомобилей в день. Сухопутный маршрут позволяет пропустить вчетверо больше. Запуск нового транспортного пути действительно избавил от многих неудобств в логистике, однако чуда с понижением цен не произошло.

Эксперты не склонны видеть всё в радужных тонах. Например, глава компании «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров в одном из интервью газете «Коммерсант» рассказал, что американские санкции ограничивают возможность эффективного использования этой транспортной инфраструктуры для экспорта и импорта.
«Речь идёт о том, чтобы действительно повысить качество жизни жителей Крыма. Эта цель достигнута. Но экономические задачи не решить до тех пор, пока действуют санкции», — это цитата эксперта.
Приунывшие, было, в дни открытия Крымского моста организаторы шопинг-туров в краснодарские «Леруа-Мерлен» и «Икеа» не очень расстроились. Несмотря на обещания властей договориться с крупными федеральными ритейлерами открыть на полуострове их представительства, за пять лет с момента вхождения в Российскую Федерацию ни с одним из представителей крупных торговых сетей чиновники так и не договорились. В Крыму продолжили работать некоторые международные сети, например, «Ашан» (в Симферополе) и «Метро» (в Севастополе и Симферополе). Санкционные режимы они обходят, выделяя крымские активы в самостоятельные юридические лица. А вот присутствие российских компаний на полуострове – незначительное. Инвесторы пока не готовы работать в особых условиях. Крупных розничных торговых операторов власти Крыма пытались уговорить на Ялтинском экономическом форуме. Глава региона Сергей Аксёнов предлагал им задействовать схему с работой через юридическое лицо, зарегистрированное в Краснодарском крае. Там, например, базируется штаб-квартира крупнейшего российского продуктового ритейлера «Магнит».
«Один из учредителей слово уже дал, что открываем. Сейчас идёт процесс подготовки, подбор земельных участков», — цитирует Сергея Аксёнова Агенство новостей розничной торговли.
Это заявление глава Крыма сделал в двухлетнюю годовщину Русской весны. О ком речь, он тогда не уточнил.
Вклад севастопольских чиновников
Кроме супермаркетов есть ещё рынки. В Севастополе, по крайней мере, были. На фоне полномасштабной войны с ларьками (власти называют их «нестационарные торговые объекты») в городе-герое снесли привычные для горожан места, где раньше можно было купить продукты. Рынок на проспекте Героев Сталинграда демонтировали в ноябре 2018 года. Отстоять свои павильоны предпринимателям не удалось. Для многих семей это было единственное место заработка, а для большинства жителей — возможность купить всё необходимое по пути домой. Это был единственный рынок в одном из самых быстрорастущих районов Севастополя — за товарами сюда приходили жители домов по Античному проспекту и проспекту Героев Сталинграда, улице Павла Корчагина. Правительство города посчитало ларьки нелегальными — якобы те загромождают дорогу-дублёр. Не пощадили и законно размещённые павильоны.
Ликвидацию рынка оправдывают благим делом — ремонтом аварийной теплотрассы. Вот только другой торговой площадки ни предпринимателям, ни покупателям не предложили — идите на все четыре стороны. Та же участь постигла небольшие рынки на транспортно-пересадочных узлах в районе остановок по улице Генерала Лебедя, на Малаховом кургане и площади 50-летия СССР. От некоторых торговых объектов остался только фундамент, о который спотыкаются прохожие. Конечно, лотков с товарами на остановках общественного транспорта быть не должно. Правильное решение — упорядочить торговлю и ликвидировать её уродливые проявления в виде палаток образца 1990-х. Но где альтернатива? Голос властных структур Севастополя о необходимости поддержки малого бизнеса на этом фоне похож на пустословие.
Остаются супермаркеты средних размеров и магазины в подвалах у дома с разными ценниками. Так что поиск товаров по выгодной цене в Севастополе превращается в квест. В магазинах с одним и тем же названием в разных районах города стоимость товаров может отличаться. Особенно ярко это было видно, когда в прокуратура и МЧС закрыли самые крупные торговые центры из-за несоответствия требованиям пожаробезопасности.
Жители полуострова ждут открытия сетевых магазинов с их предсказуемыми ценами. Остаётся ещё надежда на железнодорожную часть Крымского моста — её откроют к концу 2019 года. Крымчане, кажется, готовы ещё подождать. Ведь они, как сказал Президент России на церемонии открытия Крымского моста, ещё «при царе-батюшке» мечтали о переправе.