В большинстве стран, как условно капиталистических, так и условно социалистических, празднуют Международный женский день 8 марта. И как это всегда бывает в преддверии праздников, некоторые начинают сходить с ума. Причем каждый по-своему, и в Латвии это сумасшествие проявилось особенно остро. Доктор юридических наук Латвийского университета и исследователь деятельности КГБ ЛССР Кристине Яриновска назвала Международный женский день «унизительным наследием тоталитарного оккупационного режима» и призвала отменить праздник. Почему? Потому что, цитирую, «женщины Латвии не заслужили такого унижения».

Понятно, что одна Кристине Яриновска – это не вся Латвия, что видно и по комментариям к ее посту, где жительницы Латвии указывают доктору наук на то, что ей не следует говорить за всех женщин, на то, что это отмечаемый не только в России, но и в западных странах праздник и в конце концов напоминают, по каким причинам международный женский день возник. Госпожа Кристине историю 8 марта при этом отлично знает, что следует из ее комментариев, но как-то странно трактует.
Я не владею латышским языком и могу доверять только переводчику, но если я правильно понимаю, то основная претензия автора поста заключается в том, что борьба за права женщин как в западных странах вроде Британии, так и в социалистических странах – это вам не борьба за права женщин в Латвии. Вот в Латвии то все было как надо, был рижский бунт от 1899 года, пишет Яриновска – вот его и берите в качестве праздника, там как раз женщины вышли на забастовку. В Британии суфражистки, оказывается, были террористками, так что не надо их примешивать к латвийкам. Клара Цеткин и Роза Люксембург – это, цитирую, буржуазное равноправие, тоже мимо. Ну а в СССР был, опять же цитата, тоталитарный большевизм, который подавляет личность, а при равноправии должно быть наоборот, поэтому тоже мимо.

В общем, угодить доктору
наук сложно, как вы понимаете. Видимо, лучший вариант – вообще не праздновать.
Я не буду пускаться в долгие исторические рассуждения, но все же, вкратце: да, праздновали 8 марта везде по-разному. В
западно-европейских странах это начали делать только в 70-ых, в
социалистических праздником этот день был с самой революции, однако выходным
днем стал только в конце 60-ых. Как сказала в свое время советский министр
культуры Фурцева: «В Советском
Союзе женщина равноправна во всех вопросах с мужчинами и не стоит оскорблять
советскую женщину тем, что лишь один раз в году вспоминать об этом, тем более –
делать этот день нерабочим».
Так или иначе, какую бы
окраску не имел праздник в разных странах, его происхождение было единым.
Эмансипация, требование права голоса, имущественных прав, права на достойное
образование и так далее.
Впрочем, на ментальное состояние госпожи Яриновски все же стоит делать скидку. В одном из последних постов она пишет, что раз на ее борьбу с 8 марта отреагировали в России, это подтверждает, что ФСБ занимается восстановлением влияния российских спецслужб на территории постсоветских республик. И это не шутка.