Осенью прошлого года, когда в стране проходили губернаторские выборы, стала очевидна одна вещь: в нескольких регионах людям было уже все равно, за кого голосовать – лишь бы не за Единую Россию. Это естественно: что во Владимирской области, что в Приморье, что в Хабаровске, что в Хакасии жители просто устали от хамского, наплевательского отношения власти к ним.
В результате осенью 2018-ого избиратели наглядно продемонстрировали, что такое протестное голосование. Как итог – губернатор-коммунист в Хакасии, губернатор от ЛДПР во Владимирской области, губернатор от ЛДПР в Хабаровске. И так как несколько месяцев уже прошло, интересно посмотреть, есть ли различия между губернатором-единороссом и губернатором от другой, оппозиционной партии.
Разберем на примере Хакасии. Напомню, какой губернатор был там раньше, и какие ценные советы он давал населению:
Теперь республикой управляет коммунист Валентин Коновалов.

Стало известно, что в конце декабря Коновалов выписал премии нескольким сотрудникам своей администрации – это руководители различных ведомств, всего вознаграждены были 15 человек. Премии составили 200 процентов от ежемесячного денежного содержания, а получили их люди, не проработавшие в правительстве региона и двух месяцев.

Больше всего общественность возмутилась премией Юлии Исмагиловой, которая является постоянным представителем республики Хакасия в Москве и вице-губернатором по совместительству. Ей была начислена сначала премия в размере 200 процентов от оклада, а затем еще 300 процентов, то есть всего 500 процентов. На первый взгляд, цифры ошеломляют, но тут начинается самое интересное.
Вот что сообщает нам пресс-служба администрации Коновалова: ежемесячный оклад Исмагиловой, которая также является заместителем нового главы Хакасии, то есть вице-губернатором, составляет 24 747 рублей. Сообщается также, что никаких надбавок к окладу у Исмагиловой нет - и если итоговая премия составила 500 процентов от оклада, то мы получаем около 124 тысяч рублей. В связи с этим сообщения о полумиллионных и миллионных премиях, полученных постпредом, получаются, мягко скажем, преувеличенными, а таких сообщений было много – я говорю не только о местных СМИ, но и о федеральных каналах.

Многие журналисты обращают внимание и на тот факт, что Исмагилова проработала в правительстве Коновалова всего две недели. Однако, согласно сообщению пресс-службы, на свою должность Исмагилова была назначена 29 ноября, а 14 декабря согласовали ее кандидатуру, так что по факту получился месяц. И в течение этого месяца новая замглавы республики получила вознаграждение за то, провела инвентаризацию основных средств в постоянном представительстве Хакасии в Москве. В ходе проверки было выявлено 131 нарушение предыдущего руководства в расходовании средств бюджета республики. В частности, обнаружилось, что куда-то делись 2 автомобиля стоимостью почти полтора миллиона, а общая сумма недостачи превысила 4 млн 800 тысяч рублей.
Звучит отлично, и если это действительно так, то Исмагилова премию заслужила – тем более, если та составила 124 тысяч рублей. Я в кадр: Но вот в чем загвоздка: никто не знает, так это или нет, потому что сама вице-губернатор даже примерно не говорит, есть ли у нее какие-то надбавки. Ее предшественник со всеми надбавками получал около 160 тысяч – пресс-служба Коновалова говорит, что Исмагилова от всех этих надбавок отказалась, но проверить это мы не можем. Чиновница торжественно обещает отныне выкладывать свою зарплатную ведомость. Правда, делать это собирается только с января-месяца, а волнует людей, между тем, декабрь, а не январь-февраль.
Что касается остальных чиновников, получивших премии - а это
14 министров, то их оклады составляют примерно 22 000 рублей, и премия в 200
процентов – это что-то около 44 тысяч. Но вот тут совсем уж интересно: во всех
указах об их премировании также говорится не об окладе, а о ежемесячном денежном
содержании, и это уже совсем разные вещи. По словам представителей пресс-службы Коновалова,
остальная часть зарплаты — это различные надбавки и премии, размер которых мы
не знаем, и премия в 200 процентов была начислена на оклады с этими самыми
надбавками. И если посмотреть, например, на декларацию о доходах министра финансов республики Ирины Войновой за 2017 год (она тоже получила премию), то это
4 млн 169 тысяч рублей, при том, что заниматься предпринимательской деятельностью Войнова не имеет
права. Верится ли теперь в премию 44 тысячи рублей?
Отдельное возмущение вызывает у людей тот факт, что премии
были начислены за счет, цитирую, «экономии по фонду оплаты труда». Иными словами, за
счет тех, кто не получил премию – в частности, сотрудники Минфина Хакасии
раньше получали премии в размере 10-15 тысяч рублей, а в этот раз им сообщили,
что новогодних премий не будет, так как новый губернатор дал указание экономить
бюджетные средства. И когда оставшаяся без премии замминистра финансов Галина
Спиридонова увидела приказы о премировании 15 других чиновников за счет
остальных сотрудников, то предсказуемо возмутилась,
а затем была уволена. Нам говорят, что причина в истечении срока
контракта, сама она причину не
называет, так что здесь, опять же, остается только гадать. Я напомню, кстати,
что премию зато получила ее начальница с годовым доходом более 4 млн.
Давайте подведем объективный итог: с премиями все не очень чисто, да и сам Коновалов комментирует происходящее не слишком убедительно.
Но с другой стороны, вот эти вот премии – это что, реально федеральная повестка? Федеральные СМИ, федеральные каналы пишут о том, какие милионные премии выписал губернатор-коммунист: только вот милионных премий там ну никак не получается, ни при каких раскладах, хотя ситуация в целом и не очень красивая. Так что перед нами наглядный пример типичной информационной атаки на губернатора не от партии власти.
Если посмотреть новости тех регионов, где избрались оппозиционные кандидаты, то есть и хорошие, есть и не очень; хорошие и не очень, но в целом каких-то крупных скандалов не происходит. Проблема в другом: люди ждут отличий новых губернаторов от предыдущих охамевших. Люди проголосовали за вас, чтобы увидеть новую жизнь, хоть и понятно, что не сразу.
Да, оппозиционным губернаторам приходится прикладывать больше усилий, потому что они обещали обществу кардинальные перемены. И очень важно теперь общество не обмануть, показать, что они действительно отличаются от своих предшественников. Впереди снова сентябрь, и снова выборы глав 18 субъектов. И если в проблемных регионах люди не захотят голосовать за протестных кандидатов, значит особого доверия они внушить так и не смогли, хотя шанс оппозиция получила прекрасный.