
Голубиная почта — один из способов почтовой связи, при котором доставка письменных сообщений производится с помощью почтовых голубей. Наиболее древний из используемых человеком видов воздушной почты.
18 ноября 1870 года, первая официальная линия голубиной почты связала города Тур и Париж. В Париже был открыт «голубиный почтамт», где происходила расшифровка получаемых сообщений. Существовала голубиная почта и в России, а в конце XIX века одна из военно-голубиных станций появилась в Севастополе.
В 1874 году по инициативе русского Генерального штаба было создано общество, занимавшееся разведением и содержанием почтовых голубей. Вплоть до Первой мировой войны эта птица рассматривалась как стратегическое средство связи на дальние расстояния.
Так, в среднем дальность связи со стационарных станций достигала 300–500 км, а с подвижных – 50–150 км. Впечатляли и другие «тактико-технические данные» голубя-связиста: высота полёта – до 300 м, а средняя скорость 60–70 км/час.
Срок подготовки голубя занимал от двух до трех лет, после чего он мог безотказно оставаться «в строю» ещё не менее пяти лет. В 1888 году в России было утверждено Положение о военно-голубиной почте, которое распространялось и на пограничную стражу. Для осуществления связи при помощи голубей с крепостями на границах государства были учреждены Военно-голубиные станции.
На этих станциях голуби содержались в специальных голубятнях, которые подразделялись на постоянные голубиные станции (крепостные) и полевые (разборные). Крепостная военная голубятня размещалась на видном с высоты полёта голубя месте, по возможности безопасном от поражения огнём неприятельской артиллерии. Каждый голубь на голубятне имел отдельный номер, даваемый ему на всю жизнь.
Нумерация голубей велась в специальных журнала и осуществлялась с помощью кольца, которое надевалось птенцу на лапку. На кольце был написан год рождения, номер голубя, название станции и государственный герб страны, которой он принадлежит. Все голуби, кроме колец, имели такие же клейма и на крыльях с теми же номерами и названиями станций.
Как же это было в Севастополе?
В конце XIX века в России было 11 военно-голубиных станций, и одна из них находилась в Севастополе. Севастопольская Крепостная военно-голубиная станция была сформирована в 1893 году и относилась к четвертому разряду, рассчитанному на 250 голубей (станция первого разряда была рассчитана на 100 голубей, второго – на 750, третьего – на 500).
Севастопольской военно-голубиной станции отведено было место в Цыганской слободке, находившейся на улице 6-я Бастионная. Каждая партия «почтальонов» состояла, как правило, из пяти птиц. Кормили их за два часа до полета. Листок с депешей заключали в гусиное перо, подвязывали под крыло или хвостовые перья.
В 1913 году летчики севастопольской школы авиации с собой в полет брали клетку с почтовыми голубями на случай непредвиденной аварийной посадки. С помощью пернатых почтальонов они сообщали о своем местонахождении и причине аварии.

Есть факт, что в 1914 году военно-почтовый голубь севастопольской станции успел предупредить крепость о подходе турецкого броненосного крейсера «Гебен» к Севастополю. Дежуривший в море русский миноносец, обнаружив крейсер, пытался сообщить об этом в штаб Севастопольского гарнизона по радио, но радиостанция оказалась неисправной. Тогда с борта миноносца моряки отправили донесение с голубем, и он успешно выполнил боевое задание.
К концу Первой мировой войны в армиях союзников России (Франции, Англии и Америки) было около 400 тысяч военно-почтовых голубей, а в германской армии – около 150 тыс. голубей. В Гражданскую войну барон Врангель, оставляя Крым, забрал с собой всех почтовых голубей Севастопольской голубиной станции. Голуби были проданы в Германию. Оттуда поодиночке в разное время многие из них вернулись в Севастополь, пролетев по прямой 2300–2500 километров.
Для перевозки почты голубем использовалась специально изготовленная из алюминия или другого лёгкого материала трубка, запаянная с одного конца и завинчивающаяся с другого. Называлась она портдепешник. Портдепешник прикреплялся к лапке голубя, и в него вкладывалось сообщение – голубограмма.
На русских военных голубятнях частенько депеши сворачивали в трубочку, вкладывали в обрезок гусиного или голубиного пера, прошивали с обоих концов навощёными шелковыми нитками и привязывали к одному или двум хвостовым перьям. Вес депеши не превышал 1 золотника (4,25 г).
В 30-х годах военные пытались использовать голубей для связи подводных лодок с Севастополем – главной базой Черноморского флота. С помощью хитроумных решений был сделан специальный контейнер-пенал, в который помещали голубя, и капсулой с птицей выстреливали с подводной лодки. Достигнув поверхности воды, контейнер автоматически раскрывался и освобождал голубя. Но не все контейнеры раскрывались, и плавающая капсула с птицей могла стать достоянием противника.
Кроме того, выяснилось, что быстрое преодоление расстояния из глубины до поверхности моря не все голуби переносят одинаково. Часть из них могла не взлететь сразу и поэтому тонула вместе с контейнером. Другие же, взлетев, теряли ориентацию. Этот необычный эксперимент по использованию голубей для выполнения такого специфического задания был проведен только в Севастополе.
Источник: https://ps-crimea.com
Развитие проводной и особенно радиосвязи постепенно вытесняло голубиную связь в военном деле. Ее достоинством по-прежнему оставалась высокая скрытность, но недостатков было все-таки больше. Прежде всего, зависимость от погоды, небольшая дальность, а главное – ненадежность: не было уверенности, что сообщение доставят по назначению. И все же даже во время Великой Отечественной войны, несмотря на совершенство технических средств связи, многие донесения передавались на голубиных крыльях. Наряду с другими подразделениями связи во время войны севастопольская военная голубиная станция входила в состав Службы наблюдения и связи Крымского района. Во время обороны Севастополя почтовые голуби использовались для связи с партизанами. Но в большинстве случаев полеты птиц были обречены на неудачу: бесстрашные крылатые посланцы часто попадали под обстрел неприятеля, так как немцы знали об этом способе связи.

«В июне 1942 года голубиная станция подверглась жестокой атаке вражеской авиации, – вспоминает Александр Гиляров, чей дом до войны находился рядом с голубятней. – Два самолета прицельно бомбили станцию и бросали зажигалки. Видимо, чтобы не промахнуться, забросали ими все близлежащие улицы. Во время этого налета три зажигалки попали и в наш дом. Сбрасывая их с крыши, я обратил внимание, что маскировочная сетка на голубиной станции сброшена и двое моряков работают в будке. Один ломом разбивал стенки, пытаясь освободить птиц из огненного плена, а второй обливал будку водой из шланга. От обоих моряков шел дым и пар. Воду им подавали ручной помпой, которую качали несколько военных. Было такое впечатление, что голуби не хотят покидать свой дом. Будка сильно горела, в воздухе стоял едкий запах горящей пластмассы. Через некоторое время от голубятни остался один каркас. Большинство птиц погибло».
Так трагически закончилась история севастопольской военно-голубиной станции. Старожилы рассказывают, что оставшихся в живых почтовых голубей немцы увезли с собой. Но птицы вернулись в разрушенный город. На месте военно-голубиной станции сегодня частное строительное предприятие, а рядом как – воспоминание о полувековой истории станции – улица Почтовая.

Источник: https://ps-crimea.com. Журнал «Полуостров сокровищ», №6
Сейчас, глядя на голубей, которые каждый день то и дело попадаются нам во дворах и на улицах города, сложно себе представить всю эту историю с «голубиным телеграфом». И, честно говоря, в моем представлении, для того, чтобы использовать голубя в почтовых целях, нужны усилия и долгая практика. Конечно, в наше время интернет, телефонная и радио-связь вытесняют даже обычную почту, не говоря уже об «экзотических» ее вариантах. Но все-таки, если представить, что в один день всемирная паутина и радио с телефоном могут перестать существовать, то кто знает, может придется вернуться и к этому необычному «крылатому телеграфу» :)
