Искусство оживлять. 21 марта артисты и театралы отметили Международный День кукольника. Наша съемочная группа побывала в Балаклавском Дворце культуры, в гостях у народного театра кукол «Саквояж».
Театр кукол «Саквояж» – первый и до недавнего времени единственный в Севастополе, –появился еще в начале 90-х годов. И до сих пор с гордостью именуется народным. Труппа сама приезжает в гости к зрителям. И неизменно собирает аншлаги.
ЛЮДМИЛА СУХАНОВА, руководитель народного театра кукол «Саквояж»:
«Саквояж – то есть дорожный чемоданчик, который всегда в пути. Мы ездим по детским садам, по школам. И много работаем здесь, в Балаклавском дворце. И детям, как никому, нужен именно театр кукол, потому что с театра кукол становление личности начинается. И вообще театр кукол – это уникальный вид искусства. Это не просто театр – это куклотерапия, благодаря которой дети адаптируются во взрослую жизнь».
Людмила Витальевна Суханова начинала работать артисткой и постепенно прошла путь до руководителя кукольного театра. Для своих кукол она не Карабас-Барабас, а добрый Папа Карло. Знает наперечет всех своих тряпичных артистов – а их в этой гримерной более 60 штук. Здесь и утонченные марионетки, и всем известные петрушки – надеваются на руку, как перчатка. Указательный палец управляет головой, а большой и средний пальцы – руками. А это тантамарески – кукольное тело с человеческим лицом. Есть и тростевые куклы, управляемые при помощи палочек. Любая из них требует огромного мастерства.
ЛЮДМИЛА СУХАНОВА, руководитель народного театра кукол «Саквояж»:
«Актер зависит от куклы, потому что он должен попасть в характер, в образ этой куклы своим голосом, своими эмоциями. И мы каждый раз изучаем куклу заново. Потому что мы должны узнать ее возможности – что она может, каков ее характер. От того, какой у нее характер, таковы движения этой куклы, ее пластика».
Ремесло кукловода – ничуть не проще игры на сцене. Это знают юные артисты детской театральной студии. Да, сам актер стоит за ширмой, но в его руках – главные действующие лица. И в них нужно вдохнуть жизнь.
ДАНИИЛ БАРНЕВ:
«У меня собачка механическая. У нее крутится голова в разные стороны и открывается рот. Еще она умеет вилять хвостом. Ей управлять очень легко, но кукла тяжелая».
ЕКАТЕРИНА СОЛОВЬЕВА:
«Когда я за ширмой, я не очень боюсь, потому что я знаю, что если я ошибусь, то это не конец света. На концерте все получится на «отлично».
Тряпичные актеры в гримерке простоваты на вид, но на сцене они, как настоящие актеры, преображаются. Ширма, декорации, свет, занавес. Куклы оживут через считанные мгновения.
Светлана Щербакова, Павел Красиков, «Севинформбюро»